Найти тему
Исторические сражения

Как подбирали коней

Известно, что рыцарю прежних лет и конь требовался особый – с легкой руки французов (родоначальники не только высокой моды, но и основной рыцарской терминологии) его принято называть "дестриэ". Долгое время считалось, что рыцарский конь – непременный тяжеловоз, способный тягать воина в полном доспехе как пушинку на дальние расстояния. Но при раскопках в районе Сирии как-то наткнулись на свалку рыцарских скелетов и их коней, сваленных арабами в подходящий колодец и заваленный грунтом для экономии собственных сил (для любопытных: речь о Крак-де-Шевалье). Что дало возможность сделать полноценные промеры на богатом материале. И тут выяснилось, что дестриэ габаритами ничем не выделялся среди лошадей той поры.

От рыцарского коня требовался резкий, взрывной старт – только и всего. И оказалось, что такой выстрел куда полезнее в бою, чем грузоподъемность. Собственно, такого коня-то и использовали только на турнире да на войне. В походе предпочитали ехать на лошаденке попроще и подешевле. Также поскромнее лошадок подбирали и оруженосцам. Потому что рыцарский конь по стоимости превышал даже какого-нибудь племенного заморского красавца картинной стати раз в пять-семь.

За что же ценились такие спринтеры? Да за умение стартовать и ценились. Взрывная энергия хорошего коня позволяла растолкать строй глубиной до десяти пехотных шеренг. В то же время обычный конь ронял шеренги три. И масса тяжеловоза ничего не решала, поскольку массивный конь оказывался слишком медлительным и не давал шанса на пролом плотного построения противника.

Конные гренадеры имперской гвардии Наполеона. Иллюстратор: Keith Rocco
Конные гренадеры имперской гвардии Наполеона. Иллюстратор: Keith Rocco

По мере вымирания рыцарства менялись и требования к кавалерийской лошадке. Что, кстати, позволило снизить стоимость на подобный товар, поскольку спрос на прежних рыцарских лошадей упал, хотя и не исчез совсем – первое время ими продолжали пользоваться кирасиры. А вот рейтары уже смотрели на выносливость коняги. Им резкий старт особо в бою не требовался.

Когда сформировались четыре основных класса кавалерии (кирасиры, уланы, драгуны и гусары), требования к подвижному составу армии и вовсе разнообразились. Потому что у каждого сорта кавалерии имелись свои задачи на войне.

Самые крупные лошади шли кирасирам. От них требовалось пробить таранным ударом построение вражеской пехоты. Которая стояла уже не так плотно, как в прежние времена. Но зато могла огрызаться на большее расстояние. Поэтому искали крупных выносливых лошадей, способных нести тяжелого всадника, не снижая импульса атаки.

5-й драгунский гвардейский полк британской армии, Крымская война
5-й драгунский гвардейский полк британской армии, Крымская война

Уланские лошади тоже компактностью не отличались. Но, поскольку уланам чаще приходилось бороться с кавалерией противника, им отбирались лошади порезвее кирасирских и полегче, но таких же высоких.

Драгунам уже требовался конь универсальный. Не сильно прыткий и мощный, но выносливый и способный одинаково хорошо работать как в степи, так и в поле. Это был конь-транспортер, конь-грузовик, и в бою-то на нем особо не гарцевали. Если только уж деваться некуда. Интересно, что очень хорошие лошади для этих целей были выведены в Прибалтике и Финляндии. Причем их ценили даже в Швеции и Норвегии.

Гусары и сами габаритами не отличались, и лошадей ценили небольших. Но зато выносливых и резвых. Потому что в тыловом рейде овса может и не найтись, потому питаться лошади придется чем придется. Ну, а в случае чего, бойцу и вовсе придется пересесть на первую попавшуюся крестьянскую конягу. Хотя, конечно, в мирное время при наличии средств гусарами приобретались отменные скакуны баснословной стоимости. Но то понты, не имеющие ничего общего с реалиями войны.

Кирасирский ее величества лейб-гвардии полк на параде в честь 200-летия создания полка. Гатчина, 1904 год
Кирасирский ее величества лейб-гвардии полк на параде в честь 200-летия создания полка. Гатчина, 1904 год

Интересно, что часто еще и подбирали лошадей по мастям. Но использовалось это не для различия видов кавалерии, а как маркер отдельных объединений внутри группы. Чтобы в бою проще было различать, где какой эскадрон или полк.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Есть любопытное воспоминание Гиляровского, служившего у одного из конезаводчиков в Ногайских степях в конце XIX столетия. Он описывает массовую степную лошадку, очень выносливую и неприхотливую, которую охотно покупали командированные кавалерийские офицеры. Что говорит о потребности армии не хуже документальной фотографии – кавалерия к тому времени стала превращаться в совокупность драгунских частей, пусть и с традиционным разделением на виды, в общем-то, уже не играющего никакой роли. Ну а окончательно этот процесс завершится уже в годы первой мировой, когда кавалерия окажется мобильной пехотой на конном ходу.

Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала