Известно, что рыцарю прежних лет и конь требовался особый – с легкой руки французов (родоначальники не только высокой моды, но и основной рыцарской терминологии) его принято называть "дестриэ". Долгое время считалось, что рыцарский конь – непременный тяжеловоз, способный тягать воина в полном доспехе как пушинку на дальние расстояния. Но при раскопках в районе Сирии как-то наткнулись на свалку рыцарских скелетов и их коней, сваленных арабами в подходящий колодец и заваленный грунтом для экономии собственных сил (для любопытных: речь о Крак-де-Шевалье). Что дало возможность сделать полноценные промеры на богатом материале. И тут выяснилось, что дестриэ габаритами ничем не выделялся среди лошадей той поры.
От рыцарского коня требовался резкий, взрывной старт – только и всего. И оказалось, что такой выстрел куда полезнее в бою, чем грузоподъемность. Собственно, такого коня-то и использовали только на турнире да на войне. В походе предпочитали ехать на лошаденке попроще и подешевле. Также поскромнее лошадок подбирали и оруженосцам. Потому что рыцарский конь по стоимости превышал даже какого-нибудь племенного заморского красавца картинной стати раз в пять-семь.
За что же ценились такие спринтеры? Да за умение стартовать и ценились. Взрывная энергия хорошего коня позволяла растолкать строй глубиной до десяти пехотных шеренг. В то же время обычный конь ронял шеренги три. И масса тяжеловоза ничего не решала, поскольку массивный конь оказывался слишком медлительным и не давал шанса на пролом плотного построения противника.
По мере вымирания рыцарства менялись и требования к кавалерийской лошадке. Что, кстати, позволило снизить стоимость на подобный товар, поскольку спрос на прежних рыцарских лошадей упал, хотя и не исчез совсем – первое время ими продолжали пользоваться кирасиры. А вот рейтары уже смотрели на выносливость коняги. Им резкий старт особо в бою не требовался.
Когда сформировались четыре основных класса кавалерии (кирасиры, уланы, драгуны и гусары), требования к подвижному составу армии и вовсе разнообразились. Потому что у каждого сорта кавалерии имелись свои задачи на войне.
Самые крупные лошади шли кирасирам. От них требовалось пробить таранным ударом построение вражеской пехоты. Которая стояла уже не так плотно, как в прежние времена. Но зато могла огрызаться на большее расстояние. Поэтому искали крупных выносливых лошадей, способных нести тяжелого всадника, не снижая импульса атаки.
Уланские лошади тоже компактностью не отличались. Но, поскольку уланам чаще приходилось бороться с кавалерией противника, им отбирались лошади порезвее кирасирских и полегче, но таких же высоких.
Драгунам уже требовался конь универсальный. Не сильно прыткий и мощный, но выносливый и способный одинаково хорошо работать как в степи, так и в поле. Это был конь-транспортер, конь-грузовик, и в бою-то на нем особо не гарцевали. Если только уж деваться некуда. Интересно, что очень хорошие лошади для этих целей были выведены в Прибалтике и Финляндии. Причем их ценили даже в Швеции и Норвегии.
Гусары и сами габаритами не отличались, и лошадей ценили небольших. Но зато выносливых и резвых. Потому что в тыловом рейде овса может и не найтись, потому питаться лошади придется чем придется. Ну, а в случае чего, бойцу и вовсе придется пересесть на первую попавшуюся крестьянскую конягу. Хотя, конечно, в мирное время при наличии средств гусарами приобретались отменные скакуны баснословной стоимости. Но то понты, не имеющие ничего общего с реалиями войны.
Интересно, что часто еще и подбирали лошадей по мастям. Но использовалось это не для различия видов кавалерии, а как маркер отдельных объединений внутри группы. Чтобы в бою проще было различать, где какой эскадрон или полк.
× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez
Есть любопытное воспоминание Гиляровского, служившего у одного из конезаводчиков в Ногайских степях в конце XIX столетия. Он описывает массовую степную лошадку, очень выносливую и неприхотливую, которую охотно покупали командированные кавалерийские офицеры. Что говорит о потребности армии не хуже документальной фотографии – кавалерия к тому времени стала превращаться в совокупность драгунских частей, пусть и с традиционным разделением на виды, в общем-то, уже не играющего никакой роли. Ну а окончательно этот процесс завершится уже в годы первой мировой, когда кавалерия окажется мобильной пехотой на конном ходу.
Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала