Adidas AG (Адида́с) – немецкий промышленный концерн, специализирующийся на выпуске спортивной обуви, одежды, сумок, часов, очков, инвентаря и других товаров, связанных со спортом. Компания является крупнейшим производителем спортивных товаров в Европе и вторым по величине в мире, конкурируя только с американской фирмой Nike. В настоящий момент генеральным директором Adidas является Герберт Хайнер (Herbert Hainer).
История компании Adidas
История всемирно известной компании Adidas началась в 1920 году в Баварии, в городе Херцогенаурах. Обычное немецкое семейство Дасслеров решило организовать собственное дело по пошиву обуви, чтобы поправить свое финансовое положение, сильно пошатнувшееся после Первой мировой войны, которая закончилась поражением Германии. Во главе производства встал молодой Адольф Дасслер (Adolf Dassler). Близкие называли его Ади. Первой продукцией фирмы стала ортопедическая обувь для спортсменов-инвалидов и домашние тапочки, материалом для которых служило списанное военное обмундирование. Подошвы вырезали из старых автомобильных покрышек. В июле 1924 года к производству присоединился старший брат Ади — Руди, Рудольф Дасслер (Rudolf Dassler). Результатом сотрудничества стала Gebrüder Dassler Schuhfabrik (Обувная фабрика братьев Дасслер). Поначалу трудиться приходилось в весьма стесненных условиях. Оборудование было размещено в прачечной их матери, а из-за постоянных перебоев с электричеством братья иногда были вынуждены использовать велосипед, переоборудованный в динамо-машину.
Производство выросло и уже не могло уместиться во дворе их дома. В 1927 году Дасслеры арендовали новое здание, штат был увеличен до 25-ти человек, а количество выпускаемых пар обуви — до 100 в день. Через некоторое время доходы от продаж позволили братьям выкупить здание фабрики. В 1928 году Дасслеры запатентовали шиповки, разработанные вместе с Джозефом Вайтцером. На Олимпиаде 1928 года в Амстердаме в шипованной обуви «Dassler» выступили сразу несколько спортсменов. На следующей Олимпиаде 1932 года в Лос-Анджелесе немец Артур Йонат (Arthur Jonath), обутый в бутсы бренда, стал третьим в беге на 100 метров. Самым успешным для компании стал 1936 год, когда Ади Дасслер поехал в Олимпийскую деревню с шипованной обувью «Dassler», убедил американского бегуна Джесси Оуэнса (Jesse Owens) выступать в них. Это было первой спонсорской поддержкой афроамериканца. Олимпиада в этот раз проходила в Берлине. Оуэнс завоевал четыре золотые медали и установил пять мировых рекордов, что укрепило репутацию фирмы «Dassler» среди самых знаменитых спортсменов. На братьев тут же обрушился нескончаемый поток писем от тренеров олимпийских сборных со всего мира, желающих приобрести чудесную обувь. Продажи братьев Дасслер превысили 400 000 немецких марок.
В 1938 году братья купили вторую фабрику в Херцогенаурахе, после чего производство увеличилось до 1000 пар обуви в день. Однако в 1939 году началась Вторая мировая война, и несмотря на то, что оба брата являлись членами нацистской партии, их отправили на фронт, а на одной из фабрик нацисты пытались наладить производство противотанковых гранатометов. Естественно, что оборудование для производства обуви не годилось для производства оружия, поэтому через год Адольфа вернули из армии и заставили производить тренировочную обувь для немецких солдат.
Во время войны отношения между братьями стали напряженными. В 1943 году, во время очередного воздушного налета союзников, Адольф и его жена спустились в бомбоубежище, где уже находились Рудольф и его семья. «Грязные ублюдки снова здесь», — сказал Адольф, имея в виду самолеты союзников. Однако Руди эти слова показались двусмысленными, он был убежден, что брат имел в виду не союзников, а его семью. В 1945 году городок Херцогенаурах попал в зону американской оккупации. Рудольфа, так как он был намного ближе к нацистской партии, чем его брат, обвинили в принадлежности к элитным нацистским войскам Waffen SS и посадили в лагерь для военнопленных. Руди надеялся, что Адольф вызволит его оттуда, однако тот не сделал этого. В это время Адольф, согласно контрибуции, занимался производством хоккейных коньков для США, получая за это в качестве компенсации списанную амуницию американской армии.
Первоначально Адольф назвал свою фирму «Addas» (Adolf Dassler), а Рудольф — «Ruda» (Rudolf Dassler), но уже спустя некоторое время первая превратилась в «Adidas» (Adi Dassler), а вторая в «Puma». 18 августа 1949 года Адольф Дасслер нарушил данное брату обещание не использовать символику «Фабрики братьев Дасслер» и взял две полосы с прежней эмблемы. Он добавил к ним третью и запатентовал получившийся символ как «Adidas», зарегистрировав, таким образом, свою фирму официально.
С 50-х годов 20-го века начинается триумфальное шествие марки «Adidas» по планете. В 1950-м году фирма создала бутсы, приспособленные для игры в футбол при неблагоприятных погодных условиях. С 1952-ого Adidas стал выпускать спортивные сумки. Тогда же Адольф познакомился с Вилли Зельтенрайхом, который сшил ему тысячу спортивных костюмов с тремя полосками вдоль рукавов. На Олимпийских играх 1952-го года бегун Эмиль Затопек завоевал три золотых медали в спортивной обуви Adidas. В 1954 году сборная Германии по футболу, обутая в Adidas, впервые стала чемпионом мира по футболу. В 1956 году компания подписала соглашение с Международным олимпийским комитетом о своей рекламе на Олимпийских играх в Мельбурне. Популярность марки среди спортсменов росла с каждым годом. На олимпийских играх 1960-го года большинство легкоатлетов выступали в спортивной обуви Adidas. На Олимпийских играх 1968-го года в Мехико спортсмены, экипированные в Adidas, завоевали 37 золотых, 35 серебряных и 35 бронзовых медалей. Последующие 10 лет были поистине триумфальными и для Adidas, и для Германии в целом.
В тот период по непонятным причинам бренд «Adidas» потерял свою популярность. Марка стала восприниматься как нечто скучное, утилитарное и вчерашнее. Вскоре положение стало просто катастрофическим: убытки компании достигли ста миллионов долларов. Ближайшие конкуренты — американский Nike и британский Reebok — постепенно завоевывали позиции, прежде принадлежавшие Adidas, так как были креативнее, моложе и интереснее. Тапи пытался исправить ситуацию: он перенес основные производственные мощности в Азию, где рабочая сила была значительно дешевле, а также привлек к рекламе марки популярную певицу Мадонну. Однако, в 1992 году к кризису Adidas добавились финансовые проблемы самого Тапи, что в результате привело к очередной смене руководства. В 1993 году группа французских инвесторов во главе с Робертом Луи-Дрейфусом (Robert Louis-Dreyfus) выкупила контрольный пакет акций компании. Несмотря на то, что к тому моменту бренд практически умер, он обладал огромным культурным и историческим наследием. Как сказал сам Дрейфус:
«Невозможно похоронить такую торговую марку как Adidas! Ее нужно просто разбудить».
С этого момента начался новый период в истории Adidas. К работе в компании были привлечены лучшие менеджеры и дизайнеры из Reebok и Nike. Дрейфус постепенно вывел производство в Индонезию, Китай и Тайланд. Было принято решение об ориентации не только на профессиональный спортивный, но и на массовый рынок, так или иначе причастный к миру спорта. Кроме того, компания отказалась от сотрудничества с розничными сетями и приступила к созданию собственных фирменных магазинов. Все эти усилия постепенно привели к внушительным результатам. В 1996 году Adidas стал генеральным спонсором Олимпийских игр, что незамедлительно сказалось на росте продаж.
В 2001 году председателем совета директоров компании Adidas был официально назначен Герберт Хайнер (Herbert Hainer). Тогда же произошло официальное разделение на Performance и Originals. В Adidas Performance представлены современные технологии, облегчающие тренировки спортсменам — так называемые «умные продукты». Эмблемой этого направления остается традиционный значок с тремя полосками. Adidas Originals (или иначе Adidas Sport Heritage) вобрал в себя все самые модные и стильные тенденции из мира спортивной одежды. Направление предназначено для повседневного ношения, а не для спорта и занятий фитнесом. Эмблемой Adidas Originals стала одна из символик компании, созданная в 1972 году: так называемый трилистник, каждый листок которого символизирует олимпийский дух на трех континентах.
В сентябре 2004 года популярный английский дизайнер Стелла Маккартни (Stella McCartney) совместно с Adidas разработала линию женской одежды для тенниса, бега, плавания и фитнеса, установив с компанией долгосрочные деловые связи. Представленная линия получила название «Adidas by Stella McCartney». Это не первое партнерское сотрудничество Adidas с медийными личностями. Так, например, 13 апреля 2004 года компания объявила о запуске новой линии женской одежды, обуви и аксессуаров, разработанной совместно с известной хип-хоп исполнительницей Мисси Эллиот. Коллекция получила название «Respect M.E.» (в переводе с англ. — уважай меня).
В 2005 году Adidas объявляет о продаже Salomon Group финскому концерну Amer Sports, а в августе 2005 покупает фирму своего главного европейского конкурента «Reebok». Это позволяет компании приблизиться по продажам к масштабам Nike. Таким образом, на сегодняшний момент Adidas принадлежат Reebok, Rockport (классическая и повседневная обувь), CCM (снаряжение для хоккея) и Taylor Made Golf (снаряжение для гольфа). В 2008 году объем продаж компании составил 10,799 миллиардов евро, чистая прибыль — 642 млн евро (рост на 16,5 %) с учетом показателей компании Reebok. В России продажи предварительно оцениваются в $400-500 млн.
В России, в отличие от остального мира в целом, торговая марка Adidas гораздо известнее своих конкурентов. Возможно, это связано с тем, что она импортировалась в СССР с 1979 года.