ОМ ПУРИ. Начну с него, как с самого интересного актера индийского кино 70-х годов. Я считаю, что это один из виднейших, с резкой индивидуальностью актёр. Он пришел в кино из театра, «звездой» в традиционном понятии слова не стал, но приобрел большую известность. Мы видели его в «Танцоре диско» в роли импресарио, в картине «Крик раненого», в «Завещании приговоренного», в ряде картин, шедших в рамках «недель индийского кино». Невысокий, стройный, избитое оспинами лицо, маленькие глубоко посаженные глаза, брови нахмуренные – его внешность бесконечно далека от моделей красавцев-мужчин, пропагандируемых бомбейскими фильмами. Но, даже при первом взгляде на него видишь человека внутренне значительного, сильного и умного.
Пури играет роли разного плана, и положительные и отрицательные. Но почти всегда его персонажи привлекают внимание своей человеческой цельностью, конкретностью, яркой индивидуальностью. Это не условные борцы за справедливость или, напротив, преступники и отпетые негодяи, это люди своей неповторимой судьбы, которая угадывается, даже если жизнь персонажа и не рассказывается. Пури веришь и тогда, когда по воле сценариста и режиссера он попадает в самые невероятные ситуации.
Так в «Крике раненого» он играет роль крестьянина, облыжно обвиненного в убийстве жены. По элементарной логике он должен бы защищаться, доказывать свою невиновность, а он молчит – со следователем, судьёй, даже с адвокатом ( его играет Н.Шах), молчит, потому что никому не верит, потому что потерял надежду на справедливость. Но это молчание никак не позиция бессловесного животного – оно грозно и многозначно, оно выражает протест и отрицание такого мироустройства, в котором богатый всегда прав, а бедняк – виноват. В конце концов герой Пури выразит свое отрицание неправедного мира самым чудовищным образом: на похоронах отца, когда полицейские на время развяжут ему руки, он схватит топор и зарубит свою сестру. Это страшно, но вместе с тем и закономерно: для него, темного, во всем разуверившегося крестьянина, это, можно сказать, акт милосердия по отношению к единственному родному человеку, - так он спасает сестру от насилия, от мук, от той жизни, которую сам проклял…
Роль этого крестьянина сложная, трудная, поскольку она, в сущности, бессловесная. Ту бурю чувств, которая переполняет его душу, и те внешне сумасшедшие поступки, в которых выражаются ярость, бессилие и чувство обреченности, испытываемые героем, Пури должен передать зрителю самыми скупыми средствами. Кроме того, он должен объяснить, что перед ними отнюдь не преступник, а – жертва. Пури все это сделал с редкой убедительностью. Ни одному актеру из прыгучего современного бомонда, такое будет не под силу.
В 1984 году Ом Пури получил на Карловарском международном кинофестивале приз за лучшее исполнение мужской роли. Это была роль полицейского инспектора в картине «Полуправда», режиссера Г. Нихалани. Он играл человека прекрасных качеств, преданного долгу, мужественного и честного, которого, однако, действительность заставляет идти против совести, изменять долгу и в конце концов превращает в преступника. Он храбро, постоянно рискуя жизнью, вступает в схватки с уличными бандитами, торговцами наркотиками, убийцами, но все эти подонки – лишь исполнители приказов преступников несравненно большего ранга, которые действуют не ножами и пистолетами, а большими деньгами. И вот эти-то боссы преступного мира для инспектора оказываются недоступными, потому что ими подкуплено всё полицейское начальство. Они так запутают и самого инспектора, что для самосохранения ему останется единственный выход – стать прислужником бандитов. Тогда инспектор убьёт главу мафии, сумевшего стать респектабельным, вне всякого подозрения политическим деятелем, убьёт, не сожалея о тяжкой расплате, которая ждет его самого, - кто-то же должен, пусть жертвуя собой, ломать заколдованность круговой поруки и коррупции.
Образ инспектора в «Полуправде» необычен не только для индийского кино, особенно коммерческого, не любящего полутонов и недоговоренности, но вообще необычен для жанра «полицейского фильма», противоречивостью, соединением в представителе закона, казалось бы, несовместимых черт. Пожалуй, пока только Ом Пури в индийском кино способен убедительно сыграть такую роль, показать, как обстоятельства толкают сильного и честного человека на компромиссы, а они в свою очередь ведут его к необходимости предать всё, что составляет его человеческую сущность и служебный долг. При этом и раскрыть механизм превращения борца с преступностью в преступника. Благодаря Пури фильм оказался жестким, острокритическим: ведь финальный кадр расправы с главой мафии по-индийски разрешает лишь частный случай, а сама действительность, порождающая такие случаи, остается прежней. Любители индийского искусства согласятся, что такого рода социальная критика – редкость в кино.
Можно спорить, кто самый крупный, самый интересный или даже кто самый популярный актер в индийском кино. Юные зрители, особенно зрительницы 80-х годов, безапелляционно заявляют: Митхун Чакраборти, критики в большинстве с особенным уважением относятся к Насируддину Шаху, для многих, если говорить только о таланте, бесспорной фигурой оказывается Ом Пури.
К сожалению, актёра уже нет с нами. 6 января 2017 года Ом Пури скончался в возрасте 66 лет в штате Мумбаи. Светлая ему память!