Найти в Дзене
Молодая Мама

Истерики у ребёнка 3 лет — как найти причины и выйти из кризиса?

Оглавление

Дорогие мои читатели! Я продолжаю вести рубрику «Учимся понимать ребёнка» и эту статью я решил написать про истерики у ребёнка 3 лет. Я расскажу Вам, как в нашей семье мы избавляемся от истерик у ребёнка и сводим их количество к минимуму. Вот что вы узнаете из моей статьи:

Моему старшему сыну исполнилось три года и три месяца и во многом, поведение его соответствует периоду «кризиса 3-х лет». В психологии детей очень много таких «периодов кризиса». Скорее всего это было придумано для того, чтобы хоть как-то облегчить жизнь родителям — ведь проще не опускать руки, когда тебе говорят "А это просто такое время — «кризис трех лет», или «кризис двух лет», а перед этим был «кризис одного года». Так же как «зубки лезут» объясняет капризы детей наверное до полутора лет — ох уж эти зубки )))

А вот если глубже изучить вопрос, то оказывается, что это совсем не кризисы, а периоды развития ребёнка, его рост и увеличение способностей к общению, движению. По нашему старшему, я уже могу хорошо видеть разницу между истериками, которые он устраивал в год, два, в три. И, соответственно, мое поведение, как родителя в разном возрасте у ребёнка было разное. Так сказать, «по свежим следам», я пишу про то, что делаю в том случае, когда капризное поведение моего трехлетнего сына перерастает в крик, от которого хочется заткнуть уши и выбежать из комнаты )))))

Раньше я совершала много ошибок, когда сын устраивал скандалы, во многом я копировала поведение своих родителей, делал так, как принято во многих семьях и мало кто задумывался — «А правильно ли так поступать?».

Первое и самое главное, что я хотел бы написать, то что я для себя четко уяснил и не выполнение этого было моей основной ошибкой долгое время:

Прежде всего, при истерике у ребёнка сами ведите себя спокойно!

Даже в три года, ребёнок при истерике впадает в полусознательное состояние. Он может кусаться, драться, орать как потерпевший. Поверьте, если вы попытаетесь успокоить его криком, шлепкам, холодной водой или попытаетесь удержать его на руках — вы только подольёте масла в огонь. Про себя я могу сказать, что у меня часто появлялся «праведный родительский гнев» — как это, мой сын на меня с кулаками лезет, не слишком ли много он себе позволяет? И я брал его на руки, пытался усмирить, уносил в другую комнату проораться. По началу у меня рука сама тянулась шлепнуть его по попе и мне приходилось контролировать прежде всего себя. Хорошо, что мне сразу видно было, что эта методика не работает и я делал это просто потому, что надо было что-то делать и не считал, что я прав, а искал методики «мягкого» ухода от истерик. Поверьте, ваше дитё не специально пытается вас ударить, говорит что не любит, не хочет с Вами играть! Ему самому в это время плохо, эмоции захлестывают и он перестает контроллировать себя. Через минуту он может бежать к вам, ласково обниматься и говорить как он хочет «на ручки».

Причины появления истерик у ребёнка. В чем ошибка многих родителей?

Чтобы разобраться с истериками у ребёнка 3 лет, я хочу прежде всего найти их причины. Зачем, могут спросить «опытные» родители? Может просто реагировать на истерики  - ставить в угол, лишать сладостей, ругать, наказывать и с возрастом все пройдет? Ведь возрастные кризисы проходят и через год уже и забудутся все эти «детские» проблемы? Конечно, ребёнок растет и с возрастом научится себя контролировать, поймет что так делать не надо. Но весь вопрос в том, как дальше будут развиваться Ваши с ним отношения. Я решил для себя, что для меня главное сохранять доверительные отношения со своим сыном.

Вспоминаю себя, пусть не в его годы, но в дошкольный период . У меня наиболее яркими воспоминаниями остались все-таки негативные воспоминания — как за мной с хворостиной гонялись, когда я без спроса ушел из дома и как меня наказали, из-за того, что я не накрыл картошку от дождя, когда мы сушили урожай. Вот я и думаю — я ведь не специально забыл про эту картошку, заигрался просто, а меня наказали. И что, у меня от этого наказания память улучшилась? )))))))

Вот так то! Говорите «Негатив забывается, о детстве мы помним только лучшее» ? Неправда, у меня сын помнит, как я год назад во время очередной его истерики взял его грубо за руку и довел до дома, несмотря на то, что он просился на ручки. А ему только три года и он мне говорит — «папа ты сделал не правильно, когда вел меня за руку, а я на ручки просился».

-2

Устраняйте причины истерик. Наказывая, ругая ребёнка, мы лишь боремся со следствием.

Если Вы хотите сохранить доверительные отношения с ребёнком, понимать его и оставаться не только родителями, но и друзьями для своих детей, то лучшее средство избавления от истерик это конечно же найти их причины и устранить. Большинство из таких причин можно разделить на три главные группы:

  • У ребёнка мало энергии.
  • Непоследовательность родителей.
  • Желания ребёнка не совпадают с его возможностями и возможностями родителей.

Восполняем энергию своего любимого ребёнка.

Разберем каждую из причин. Итак «у ребёнка мало энергии». Что это значит? Я в этой причине объединил те факторы, которые влияют на способность ребёнка контролировать свои эмоции. Вы замечали, наверняка, что когда ваше любимое дитятко сыт, выспался, хорошо поиграл с вами, изучил какую-то новую для себя тему, то он гораздо легче идет на уступки, соглашается что-то сделать.

-3

Чтобы избежать истерик мы восполняем энергию ребёнка на трех уровнях:

1. Физический уровень. Это здоровое питание (хорошо усваиваемые каши, овощи, фрукты). По питанию советую почитать книгу Г.С. Шаталовой «Целебное питание» и Хироми Шинья «О вреде здорового питания».

И пусть не все рекомендации получится принять, но основу можно взять для себя такую: 90% качественной пищи, а 10% всякого рода «вкусняшки». К физическому уровню энергии я отнесу еще сон. По нормам сна от 3 до 7 лет ребенок спит 1 раз днем около 2 часов, а ночной сон длится 10 часов. Это, конечно, не аксиома и многие дети (в том числе и мой старший сын) уже после 2,5 лет перестают спать днем, но определить, что выспался ребёнок мы все-таки можем. Если он с утра активен — бегает, в хорошем настроении, с удовольствием играет, то сна ему хватает. А чтобы восполнить нехватку из-за отсутствия дневного сна мы для себя установили раннее укладывание спать. Своего сына мы с женой стараемся к 20-00 уже уложить в кроватку. Таким образом мы избавляемся от источника вечерних истерик ребенка. Кстати, есть у многих такое понятие, как «нервный ребенок», т.е. это что-то врожденное, на самом деле характер с возрастом меняется и «нервности» всегда есть причины, на сайте на этот счет есть статья «Почему дети бывают нервными».

2. Энергия любви. На этом уровне будет проявляться наша ласка к ребёнку — обнимашки, поцелуи, знаки внимания, общение. Здесь многое тоже основано на чувствах. Бывает даже родительское сердце чувствует, что «я сегодня мало внимания уделял своему сыну». И ребёнок просит «поиграй со мной, пожалуйста», старается залезть на ручки, посидеть рядом. В таком случае лучше бросить все дела и отдать свое время ребёнку. Пусть это будет пол часа, но качественного времени. Это будет гораздо лучше, чем в течении дня отмахиваться от канючащего дитя и портить себе настроение. У меня бывало так что я поиграюсь с сыном час, а потом он по инерции играется сам, фантазирует, бегает и вообще «забывает» что рядом есть родители Здесь для более полного понимания сути я могу посоветовать книгу Жан Ледлофф – «Как вырастить ребенка счастливым».

3. Энергия разума. Восполнение этой энергии очень важно с раннего возраста. Маленький ребёнок просто не находит себе место, когда вокруг ничего не происходит. Скука провоцирует такую большую потерю сил, что дети борются с ней любыми доступными средствами. Будет банально, если я напишу, что ребёнку нужно всегда что-то познавать, чему-то учиться, но я все таки напомню об этом. Даже многие проблемы со сном появляются из-за того, что дитя не хочет засыпать, не узнав что-то интересненькое перед сном  (для этого и придуманы сказки). Чтобы восполнять энергию разума своего чада наведите порядок в своих развивающих занятиях с ребёнком. Составляйте план на следующий день, чтобы не думать «Чем же мы сегодня займемся с моим сыном?». Достаточно накидать на бумажке 3,4 интересные и в то же время развивающие игры и на следующий день процесс занятий упростится на 100%. До того как моему сыну исполнилось три года мне очень помогали книги из серии «100 первых слов о...» и большие книжки о животных. Теперь мы читаем детские журналы с разными интересными заданиями и фактами о жизни людей и животных. Так же в одной из статей я писал про то, как весело и с пользой проводить время с детьми. А систематизировать свои занятия мне помог курс Елены Мулюкиной «Как систематизировать занятия с ребенком 1,5-4 лет по дням недели».