Найти в Дзене
Palindrom.su

История Зеленограда (1960 год)

На фото: Центральный проспект в начале строительства. Источник: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=1212618
На фото: Центральный проспект в начале строительства. Источник: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=1212618

Подготовка к возведению жилых корпусов

Основные промышленные строительные работы по Генеральному плану 1959 г. должны были завершиться в 1960 году. На 1961 год было запланировано начать возведение жилых корпусов в первом микрорайоне.

Впервые в стране удалось соблюсти один из основных принципов проектирования города: сначала строились все коммуникации (дороги, подземные коллекторы, электросети), вспомогательные службы, и лишь потом – жилые дома. При этом не сооружались бараки, как это было в других городах. Строители ездили к месту работы на рейсовых автобусах, электричке, некоторые нанимали жильё в окрестных деревнях. Планировалось сдать в эксплуатацию в 1960 году пожарное депо, котельную, бетонно-растворный завод, автозаправочную станцию, электростанцию на 35 кВт. На базе 6-го района Московской кабельной сети был создан участок, обслуживавший новый город электроэнергией. Позже, в 1969 году, этот часток, разросшийся в крупную энергоснабжающую организацию, был преобразован в 19-й район Московской кабельной сети Мосэнерго.

Жителей города-спутника предполагалось снабжать исключительно артезианской водой. Такая возможность возникла потому, что разведочное бурение показало наличие целого моря подземных вод под Москвой. Всего в городе-спутнике намечалось пробурить 11 артезианских скважин. Первая такая скважина была пробурена в 1959 году. На её основе возник первый водопроводный узел, который действует и поныне.

Для обеспечения порядка движения резко возросшего потока грузового транспорта в 1960 году в городе была создана Госавтоинспекция (ГАИ). Приведём отрывок из воспоминаний Валентина Николаевича Зимилова, работавшего в зеленоградской ГАИ в 1967-1984 гг. («41», №49, 10 ноября 2001 г., в записи В. Курячего):

«Ежедневный поток автотранспорта оставлял возле котлованов панели, кирпич, железо, стекло, рамы, цемент. Естественно, что порядок движения грузовых автомобилей и сохранность имущества обеспечивала милиция. Уже существовали наружная служба, дежурная часть, уголовный розыск. Но вот парадокс: в структуре  Зеленоградского УВД отсутствовала ГАИ. А без автоинспекции работа милиции выглядит как-то неполноценно.
И вот в 1960 году в Зеленограде наконец-то появились первые гаишники: старшие лейтенанты Евгений Калтыгин и Михаил Самарин. Оба – участники Великой Отечественной войны. После её окончания они служили в милиции. Отличная аттестация с места службы привлекла начальника УВД Емельяна Гучанова. Ребята буквально через несколько дней получили новые квартиры. И завертелось-закрутилось… Они вдвоём обеспечивали нормальное движение грузопотоков, личного автотранспорта, согласовывали с инстанциями строительство дорог, занимались рациональной расстановкой первых знаков дорожного движения. Работы хватало: город-то рос…
А в это время в столице, напротив гостиницы «Москва», уже третий год нёс постовую службу лейтенант Валентин Зимилов. Как-то на одном из совещаний он узнал о перспективных возможностях работы в Зеленограде… А что? В конце концов Зеленоград – новый город, там наверняка имеется перспектива роста по службе. Посоветовался с женой, съездил, посмотрел и – согласился. А сколько было радости, когда уже через два месяца семья переехала в новую квартиру!
Так Валентин Николаевич стал третьим работником ГАИ Зеленограда. Оклады у них были 105-120 рублей. И никаких надбавок ни за звание, ни за выслугу лет. Позже, когда генсеком стал Брежнев, одним из первых указов, подписанных им, стали именно эти надбавки…».

В 1960 году здравпункт (он располагался в щитовом домике на нынешней Берёзовой аллее) возглавил Юрий Владимирович Борисов. Так в городе-спутнике появился первый врач (позже он до августа 1981 года возглавлял Зеленоградский горздравотдел). Тогда же маленький штат медпункта возрос до четырёх человек: пришла медсестра Зинаида Сергеевна Панова.

Настала пора и для мастерской №14 архитектора Игоря Рожина приблизиться к объекту строительства. Её перевели на территорию города-спутника. В мастерской не было специалистов по градостроительству, поэтому стали искать подходящую кандидатуру архитектора-градостроителя. Этим человеком оказался Александр Борисович Болдов. Приведём отрывок из его воспоминаний:

«В то время я работал над проектом города Критово в Красноярском крае. Это был большой город на 350 тысяч человек. Работы там завершались, и меня пригласили начальником отдела главного архитектора города в районе станции Крюково. Согласился я не сразу. Но вот в ноябре 1959 г. началось моё знакомство с новой строительной площадкой… Сначала надо было вникнуть в суть проблем, ознакомиться с материалами, наработанными в мастерской №14 Моспроекта-1, которой руководил И.Е.Рожин. После знакомства с ним и его коллегами приступил к работе… Город представлял собой тогда огромные горы разрытой земли. Ездить по территории было практически невозможно, можно было только ходить. А зимой я обходил объекты на лыжах, которые стояли у меня в кабинете».

Управление по строительству города располагалось тогда в клубе авиаторов, барачном строении на краю аэродромного поля. 30 сентября 1960 г. Мосгорисполком выдал мастерской И.Е. Рожина проектное задание на разработку типового проекта жилых домов в городе-спутнике.  Напомним, что в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 марта 1958 г. застройка города должна была осуществляться четырёхэтажными жилыми домами. Для выполнения этого требования пришлось существенно переработать существующие проекты полносборных пятиэтажных домов, убрав пятый этаж и добавив в каждую квартиру приставной балкон-этажерку.

Вот как описывается устройство дома в архитектурной части «Типового проекта 4-этажного 4-секционного 48-квартирного жилого дома»:

«Дом состоит из четырёх секций широтной организации. В первом этаже имеется одно помещение для хранения детских колясок с полом на уровне земли и выходом непосредственно на улицу. Каждая квартира любого этажа имеет свой балкон. Две трети всех квартир имеют сквозное проветривание. В квартирах запроектированы кухни размером 6,80 кв. м, в которых предусмотрена расстановка кухонного оборудования и обеденного стола. Кухни оборудуются электроплитами. Во всех квартирах предусмотрены встроенные шкафы. В кухнях запроектированы хозяйственные шкафчики. Все квартиры имеют изолированные комнаты. Полы во всех помещениях квартир выполняются из линолеума по двум слоям оргалита. Полы на лестничных площадках и верхняя поверхность ступеней из хлорвиниловой плитки».

С трепетом рассматриваю я документы 1960-х годов на строительство домов в 1-ом микрорайоне. Эти исторические документы достались мне в наследство после переселения РЭУ-1 в корпус 107а (они – документы - были просто выброшены работниками РЭУ). Позже я передал эти документы в Зеленоградский музей. Вот, например, «Монтажный план фундаментов и цокольного этажа шестисекционного дома (корпус 133)». Чертёж изготовлен 4 июня 1960 года, подписан к производству работ – 23 сентября 1960 года. Подписи:

рук. мастерской – Рожин,  гл. инж. мастерской – Календарев,  гл. арх. проекта – Биксон,  гл. инж. проекта – Зубрович,  ст. инженер – Цион,  исполнила – Л. Чекалина,  проверил – Цион.

Для меня этот документ – эпическая поэма полувековой давности о зарождении нашего города!

Справка

Александр Борисович Болдов родился в 1908 г. в Санкт-Петербурге. Окончил Академию Художеств. Проектировал Дворец Советов в Москве, ряд станций метрополитена, стадион в Лужниках, Дворец науки в Варшаве, центральную часть Улан-Батора, ряд городов в Сибири – Братск, Тайшет, Ачинск, участвовал в реставрации Троице-Сергиевой лавры. Один из первых проектировщиков Зеленограда. Заслуженный архитектор России. Лауреат Государственной премии СССР за создание архитектурных комплексов нашего города. Участник Великой Отечественной войны. Скончался в 1998 г.

(продолжение)