Найти тему
Мир на ладони 1:43

Икарус-280 от ClassicBus легендарная Венгерская гармошка.

Автобусы модульной конструкции,построенные по этому принципу, позволяли комбинировать количество дверей,изменять длину, варьировать двигатели и коробки передач.В результате для обозначения под модификации,оснащенной иным двигателем или исполнением салона,пришлось добавлять двухзначный индекс.Так,Ikarus-280.03 это пригородный сочлененный автобус с четырехрядной планировкой салона и одной дверью в прицепе и тягаче,а модификация 280.33 городской автобус с четырьмя дверьми,накопителем и смешанной планировкой. Помимо 16,5-метровой версии существовал удлиненный до 18 метров вариант с индексом 283,а также одиночная машина,получившая индекс 260.

Икарус 280
Икарус 280

Кузов вагонного типа,построенный на мощной раме-ферме и обшитый стальными формованными и дюралюминиевыми панелями,по форме представлял собой почти правильный параллелепипед,лишь скругленный передней маской и слегка наклоненными панорамными ветровыми стеклами.Но именно это сделало Икарусы такими запоминающимися,их просто невозможно спутать с другими автобусами.За свой кузов 200-е семейство получило серебряный кубок принца Монако,а также золотой диплом Лейпцигской ярмарки и серебряный кубок Французской ассоциации кузовных ателье.

-3

Первые серийные автобусы сошли с конвейера в 1973 году.В отличие от Советских автобусов,самым современным представителем которых был уже известный нам 677 ЛИАЗ,Венгерские машины имели двигатель, размещенный в пределах базы,что позволило добиться оптимального распределения нагрузки между осями и,как следствие,абсолютно ровного пола по всей длине салона,правда,пришлось пожертвовать высотой ступеней.Зато доступ к двигателю и коробке передач из салона упрощен максимально,для этого в полу салона разместилось несколько больших люков.

Икарус 280 1979 года
Икарус 280 1979 года

Внутренняя обшивка автобуса была выполнена из трудно горючей фанеры и слоистого пластика,а пол из древесных плит прикрыт резиновым ковром.Необходимую ротацию пассажиров обеспечивали четыре ширмовые двери с пневмо-приводом.Главными достоинствами пассажирского салона стали хорошая вентиляция и широкий проход,но, как известно,идеальных автомобилей не бывает.

Салон Икаруса 280.33
Салон Икаруса 280.33

Пассажиры с самого начала жаловались,что зимой в венгерских автобусах холодно,а стекла изнутри затянуты инеем.Причина этого факта была проста,в конструкции автобуса применили автономный отопитель, питающийся дизельным топливом и связанный с системой охлаждения двигателя.К слову,попутно с основными функциями по обогреву салона он служил и предпусковым подогревателем.В результате водители в попытке сэкономить несколько литров дизельного топлива,нередко попросту отключали систему в течение дня.

Икарус 280.33
Икарус 280.33

Всего в салоне было только 35 посадочных мест,что вкупе с большими накопительными площадками обеспечивало размещение до 160 пассажиров.Под стать салону была и кабина автобуса,более просторная в сравнении с советскими аналогами,она имела удобное водительское сиденье,продуманные места для мелочевки и несколько крючков для одежды,а также привычные всем спидометр и тахометр.Помимо этого, руль имел мощный гидроусилитель,собственный пневмо усилитель и сцепление.Икарусы славились среди водителей легкой педалью сцепления и точной кулисой коробки передач,и это неудивительно,ведь тягой для привода переключения передач служил вал толщиной с кардан иной легковушки,запас прочности которого позволял выдержать любые издевательства.

Кабина Икаруса 280.03
Кабина Икаруса 280.03

Поставки гармошек в Союз в далеком 1973 году открыл Икарус-280.01. Автобусы были окрашены в традиционный для СССР оранжевый цвет и отличались небольшими форточками в четверть окна,а салон имел белые поручни и отделку в светлых тонах.Водителю досталась собственная перегородка в передней двери,отделявшая кабину от салона.

Икарус 280.01  1974 года
Икарус 280.01 1974 года

Под полом пассажирского отсека разместился рядный 6-цилиндровый дизель Raba MAN D2156 HM6U.Двигатель рабочим объемом 10,35 литра имел комбинированную систему смазки и развивал 190 л.с. и 710 Нм крутящего момента.Блок цилиндров расположили горизонтально, благодаря чему мотор получился очень компактным,что хорошо сказалось на снижении центра тяжести и делало Икарусы устойчивыми к опрокидыванию.С мотором скрестили 5-ступенчатую механику
ASH 75.2-A8. Ресурс Венгерского дизеля при грамотном уходе был очень высок,до капитального ремонта Raba должна была пробежать полмиллиона километров,а проведенный вовремя капремонт продлевал жизнь мотору еще на 150 тысяч.

Рыбинск, территория ПАТП-1   2011 год
Рыбинск, территория ПАТП-1 2011 год

Несмотря на окончание производства,2001 год,разумеется,не стал порой исчезновения гармошек с Венгерскими корнями с городских улиц.Более того,где-то они коптят небо и сегодня,чаще всего в буквальном смысле, состарившиеся,обветшавшие и доживающие свой век в мелких автобусных парках.Но мы навсегда запомним бесхитростный взгляд их круглых фар в черных очках,их плавный ход и старательное тарахтение.А может,мы даже найдем такой в заповеднике пассажирской техники и расскажем вам о нем еще подробнее.А потому,даже забыв,как выглядели улицы с оранжевыми гармошками десятилетия назад,мы с ними не прощаемся,они присутствуют у нас на полках,в виде коллекционных моделей в масштабе 1:43

-10

Модель сочленённого Икаруса-280 от Classic-BUS впечатляет своими размерами.От бампера до бампера 38 сантиметров/Значительно улучшилась отделка модели(выполнены полноценные эмблемы,аккуратно сделаны стеклоочистители,установлены многоцветные задние фонари, прокрашены все молдинги и уплотнители).Но самое главное,в модели удалось реализовать подвижное сочленение! Половинки автобуса могут отклоняться под небольшим углом относительно друг друга.Правда,угол этот совсем небольшой,но большего и не надо.(Внимание!При попытке отклонить части модели на бо́льший угол может порваться гармошка сочленения!)Главное,что узел сочленения присутствует,и модель не выполнена общей болванкой.Отдельной похвалы заслуживают колёса модели,лучшего исполнения обувки для автобусов я ещё не видел(ну кроме Харьков).У некоторых может возникнуть вопрос,а почему диски колес белые,спешу напомнить,что из Венгрии Икарусы-280 всегда приходили с белыми дисками колес,неопределенного цвета они становились уже на наших дорогах.

-11
-12
-13

Из недочётов модели я бы отметил отсутствие за ветровым стеклом маршруто указателя и противосолнечной шторки перед водителем,очень характерных и запоминающихся деталей на настоящих машинах.

-14

На проработку днища очень сильно сэкономили,что для немалой цены не очень здорово.

-15

Формально Икарус не является автобусом отечественного производства, особенно воспроизведённая в модели модификация Икарус-280.33 выпуска начала 1980-х годов.Но бо́льшая часть продукции Венгерского завода Икарус в Секешфехерваре отправлялась на экспорт в СССР.Едва ли,если заявлю,что Икарусы заслужили в Советском Союзе всенародную любовь.Им симпатизировали водители,механики и,конечно,пассажиры за удобство,комфорт,надёжность и многие другие качества,и...наверное,за особенную стать и красоту!

-16
-17
Тираж составил 3000 штук
Тираж составил 3000 штук

После 2012 года КБ выпустит еще не сколько разновидностей 280. также сюда подтянется и Советский автобус,фирма,которая на старых пресс-формах КБ произведет на свет уже не сколько своих копий,удлиненная и с планетарными дверями. Но это как говорится,совсем другая ИСТОРИЯ

Советский Автобус икарус 280.64 Планетарные двери.
Советский Автобус икарус 280.64 Планетарные двери.
Икарус 293
Икарус 293

Другие статьи про Classicbus :

ПАЗ-672М от компании Classicbus. Первенец,масштабная модель рожденная в интернете.

Масштабная модель автобуса ЛАЗ-695Е Львов,от компании Classicbus

ЛИАЗ 5256.00 от Classicbus. Правильный ответ SSM

Автобус ЛиАЗ-677М от компании Classicbus. Полный разбор.

Если тебе понравилась статья,подписывайся на канал про масштабные модели.Ставь лайк и комментируй.

-21

Продолжение следует...