Новый город у станции Крюково
К концу 1950-х годов Москва была перенасыщена промышленными предприятиями, стала городом-конгломератом. Возникла необходимость создания вокруг Москвы городов-спутников с выводом ряда заводов и фабрик из Москвы. Опыт решения этой проблемы уже был за рубежом: первый город-спутник на 80 тысяч населения стали строить вокруг Лондона.
Институт Генерального плана Москвы (главный архитектор – Николай Уллас) ещё в 1956 году предложил создать в ближайшем окружении Москвы около 10 городов-спутников численностью от 30 до 65 тысяч человек с возможным ростом населения до 80 тысяч. Первый из таких заводов был запланирован в районе станции Крюково, между Октябрьской железной дорогой и Ленинградским шоссе.
Вскоре, 3 марта 1958 года, вышло Постановление №248 Совета Министров СССР за подписью Председателя Совета Министров Николая Булганина; первый пункт постановления начинался так:
«1. В целях рассредоточения населения города Москвы принять предложение Московского городского комитета КПСС, Мосгорисполкома и Госстроя СССР о строительстве в 1959-1963 гг. в пригородной зоне Москвы, в районе станции Крюково Октябрьской железной дороги, нового города с населением 65 тысяч человек…».
Так начался наш город. До 1963 года он не имел имени и назывался буквально так, как было указано в постановлении: «Новый город в районе станции Крюково».
Следующий, второй, пункт определял вид застройки города:
«2. При проектировании и строительстве нового города исходить из следующих положений:
а) застройку города осуществлять четырёхэтажными домами с земельными участками при них с применением приёмов свободной планировки, обеспечивая наилучшую освещённость и проветривание жилых домов, использование естественного рельефа местности и существующей растительности;
б) квартиры в жилых домах проектировать для заселения одной семьёй при норме жилой площади на человека 9 кв. м».
Главным архитектором строящегося города был назначен Игорь Евгеньевич Рожин, которому к этому времени исполнилось 50 лет. Участник Великой Отечественной войны, лауреат Ленинской и Государственной премий, автор многих архитектурных памятников в Москве: стадиона Лужники, ряда станций метро, мемориальных досок и др.
Проектирование нашего города было поручено архитектурно-проектной мастерской №14 института «Моспроект». Вместе с И.Е. Рожиным начинали работу над проектом города талантливые архитекторы Э.Я. Биксон, Ю.П. Бялынович, Д.Е. Лурье, Б.П.,Тобилевич: многие из них работали с И.Е. Рожиным ещё над проектом стадиона в Лужниках.
Вот как вспоминает об этом сам Игорь Евгеньевич (см. «Очерки истории края. Зеленограду 40 лет»: сб. трудов Гос. Зеленоградского ист.-краев. музея; вып.3, М., 1998):
«… После завершения строительства стадиона в Лужниках мне предложили быть главным архитектором нового проектируемого города под Москвой. Я сначала отказывался, так как это не моя юдоль, мне больше приходилось строить общественные и промышленные объекты, а здесь – целый город. Но потом уговорили, предложив сначала ознакомиться с местностью. Место мне понравилось. Захотелось среди зеленого леса построить белый город».
Почему же город назван «белым»? Вспомните облицовку первых домов Зеленограда, а кто не помнит – спросите в нашем городском музее (я взял на память несколько белых, уже поблеклых плиток от обрушенных стен «хрущобок»), и вы поймете поэзию архитектора и его слов – «белый город в зелёном лесу»… Но вышло – лишь половина «в зелёном лесу». И даже это – прекрасно!
Игорь Евгеньевич Рожин родился в 1908 г. в Петербурге. Его отец – Евгений Васильевич Рожин, помощник присяжного поверенного, проживал по адресу: Петербург, Малая Подъяческая, 6. Каким виделся наш город главному архитектору Игорю Рожину в 1958 году? Вернёмся к его воспоминаниям:
«Что нам удалось воплотить в архитектуре города? В целом всё задуманное реализовано. Но если говорить по душам, то давая согласие на строительство города около станции Крюково, я представлял его с 4-5-этажными зданиями и персональными участками, то есть менее урбанизированным. Предполагалось, что когда люди идут на работу, они тяготеют к магистрали, а когда возвращаются домой, попадают в лес. Хотелось полностью сохранить полные лесные массивы (это, конечно, удалось сделать, но не на 100%). Мы стремились сохранить среду, создать у людей ощущение, что они живут в природе, хотя и с ванной, электрическим освещением и прочими удобствами… Я задумывал его (город) островками жилых домов в лесу, типа городской застройки с коттеджами».
Строительство города, едва ли не впервые в СССР, велось по всем правилам архитектурного и проектировочного искусства.
Пока мастерская №14 Моспроекта, находясь в Москве, разрабатывала чертежи домов, геодезисты вели разметку и исследование территории. Затем началась прокладка дорог, теплотрассы, коммуникаций, канализации.
Вот отрывок из воспоминаний Бориса Васильевича Ларина, жителя деревни Матушкино:
«Уже весной на наших усадьбах и колхозных полях появились геодезисты. С утра до вечера они что-то размечали и вымеряли, ставя разметочные колышки, и ничего не говорили нам. В июне-июле по всей размеченной территории ездили машины с бурильными установками. А на вопросы жителей, что они здесь делают, отвечали, что берут пробы грунта. Можно только посочувствовать хозяину земельного участка, где была трава по пояс, а теперь ездят машины, сверлят землю, выбрасывая её наружу… Где-то в октябре напротив моего дома в 150-200 метрах с самосвала был сгружен блок фундамента. Я в это время покрывал крышу. Шофёр подошёл ко мне и говорит: «Зачем ты строишь? Мы вас скоро будем ломать, здесь будет город».
Самый первый камень был заложен в фундамент под электроподстанцию, что напротив автобазы №41.
Аэродром ДОСААФ с двумя строениями барачного типа (клуб и столовая в 4-м микрорайоне) прекратил своё существование; в столовую приходили на обед строители. Началось сооружение завода по производству товарного бетона и бетонных изделий: перекрытий, блоков для фундамента (позже – завод железобетонных изделий), началась прокладка железнодорожной ветки (на Северную зону), рабочие приступили к строительству первого водопроводного узла.
22 октября 1958 года вышло постановление Совета Министров РСФСР №8038-р о документальной передаче лесного массива (298 гектаров) под строительство города-Кроме земель Гослесфонда, под строительство будущего города отошли также аэродром и земли деревень Матушкино, Савёлки с колхозными угодьями.
А вот что пишет первостроитель нашего города Зинаида Дмитриевна Васина («Новая Зеленоградская газета», №9, март 1998г.):
«После обучения, по распределению попала я в московское СУ-7 в 50-ых годах. Контора у нас была сильная, орденоносная, и вот где-то в марте-апреле 1958 года все 6 наших бригад послали строить «спутник». Сначала, конечно, возили на автобусах туда – обратно, от общежития до места работы. Если с работы на автобус опоздаешь – шли пешком до Крюкова на электричку. Первый раз приехали: стоит деревня в стороне, там, где сейчас ПОК – коровник. Пусто, страшновато. Но ничего, скоро все образовалось. Да и интересно было – ведь это первый такой город строился возле Москвы… Местные нас хорошо, приветливо встречали. Мы к ним первые месяцы ходили валенки сушить да чай пить».