Кто в детстве не мечтает открыть секрет.
Для нас секретом были бабушкины сережки с большими аквамаринами. В солнечный день лучики света, проходя через них, рассыпались кусочками радуги на стены и мебель.
Мы ловили разноцветье лучей и радовались неожиданному празднику.
Природа чуда в детстве не была известна, но радость, которая нас охватывали была сказочной.
Бабушкины сережки вспомнились в Кобоне, когда экскурсовод рассказал о том, что из блокадного Ленинграда в Великую Отечественную войну в Кобону привозили обессилевших и голодных ленинградцев. Маленькая деревенька — Кобона стала началом большой Дороги жизни.
Из Кобоны по льду Ладоги везли людей на Большую землю.
Одна из моих бабушек, та, о сережках которых вспомнилось, девочкой прошла этот путь.
Машины приходили из Ленинграда к старому Храму святителя Николая Чудотворца, возведенном в 1861 году в деревне Кобона на территории современного Кировского района Ленинградской области.
Хранители старого храма рассказали о военных годах и показали нам уникальные хрусталики из креста на колокольне собора.
Проходя через хрусталики, вмонтированные в крест на колокольни Храма Святителя Николая Чудотворца, свет радугой сиял над храмом и служил ориентиром для машин, следовавших по льду.
Лучи от креста были видны на несколько километров, становясь маяком Дороги жизни, по которой проходила эвакуация населения, фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, подкрепления, вооружение и боеприпасы.
Во время блокады Храм был временным пристанищем жителей блокадного Ленинграда, которых беспомощных и голодных перевозили на большую землю к порогу старого храма, чтобы, пересадив на полуторки, по Ладоге отправить на Большую землю.
Лучи, появление которых объяснялось преломлением света, проходящего через поверхность хрустальных призм в кончиках креста, давали надежду на жизнь, на Победу ленинградцам и тем, кто был в кольце блокады, и тем, кто отдавал свои жизни, чтобы это кольцо разорвать.
Храм святителя Николая Чудотворца разрушился после войны, и был снова восстановлен. Только крест не такой, как раньше.
Обязательно наступит время, когда в кресте на колокольне появятся хрусталики, которые будут как и раньше помогать путникам находить дорогу домой и хранить память о тех, кто пережил страшное время блокады.