Найти в Дзене
Гном Разумейкин

“Неудобный” ребенок: как найти к нему подход?

Оглавление

Характер человека формируется с самого раннего детства. Одни дети приспосабливаются к окружающей действительности, к бесчисленным требованиям и правилам взрослых, становясь послушными, исполнительными, хорошими. Таких детей принято называть “удобными”: с ними не нужно возиться, их не приходится наказывать, они не раздражают и не заставляют краснеть. Мечта, а не ребенок...

Есть другие. Те, которые не хотят сидеть, стоять или ложиться спать по команде. Они не понимают не аргументированных запретов и не считают нужным лишать себя удовольствия познавать окружающий мир только потому, что кому-то это не нравится. Они хотят быть в эпицентре всего, хотят править всем, брать от жизни все. Они непрерывно куда-то бегут, лезут, что-то берут и обязательно ломают. Именно таких детей называют “неудобными”. Оказавшись в саду или школе, они попадают в ловушку из правил, границ и чужих мнений, становясь настоящим испытанием для воспитателей и педагогов. Кому-то из таких детей удается на пути во взрослую жизнь из “неудобного” ребенка превратиться в личность, сильную и неординарную. Часть из них сломается и останется в рамках и комплексах на всю свою жизнь.

Какие дети обычно считаются “неудобными”?

  • гиперактивные;
  • ярко выраженные лидеры;
  • креативные, с богатым воображением и развитой фантазией;
  • одаренные, наделенные способностями, талантом.

Такие дети, сталкиваясь с неправильной моделью воспитания, отсутствием индивидуального подхода или недостатком профессиональной подготовки специалиста, могут стать настоящей и серьезной проблемой для родителей, воспитателей и учителей. Их невозможно заставить подчиняться. У такого ребенка нет потребности быть хорошим, угождать и нравиться всем. Невозможно добиться послушания от него ни запугиванием, ни манипулированием, ни уговорами.

Все дети отличаются от взрослых высоким уровнем познавательной деятельности и низким уровнем самоконтроля. У них есть цель: узнать. Что в коробке? А за дверью? А как это устроено? И что будет, если здесь и здесь немного все переделать? При этом им совершенно не важно, какую должность занимает стоящий перед ними человек и какова ценность того или иного предмета. В результате активного исследования, осуществляемого ребенком, краснеют и раздражаются только взрослые, ребенку просто не свойственно ощущать себя виноватым, ненужным, неудобным. И, как бы странно не звучало, такую неудобность следует поощрять, ведь именно она помогает детям исследовать, добиваться своего, развиваться и получать необходимый опыт.

Воспитывая ребенка “удобным”, взрослые, как правило, взращивают в нем робость, застенчивость, безынициативность, а то и вовсе отсутствие интереса к себе и своей жизни. Такому “удобному” ребенку может стать очень неудобно в подростковом возрасте и во взрослой жизни. “Неудобные” дети бунтуют, отстаивают свое мнение, делают свой выбор и путем проб и ошибок зарабатывают свой собственный бесценный опыт. Воевать с ними бесполезно. Ломание и переделывание их может привести к психологическим травмам и самым негативным последствиям.

Как найти подход к “неудобному ребенку”? Как помочь ему стать личностью, найти себя?

  • Уважение и понимание

Общаясь с детьми, важно помнить о том, что они такие же личности, как взрослые, только маленькие и неопытные. Лишь уважая в ребенке личность, можно построить с ним позитивные взаимоотношения. Каждый раз, когда ребенок делает что-то очередное очень неудобное (не для него, разумеется, для взрослого), постарайтесь заглянуть в этот поступок максимально глубоко. Что за ним скрывалось? Он поступил так, потому что делает намного быстрее, чем думает? Он не понял правила? У него было свое мнение на этот счет и он решил сделать по-своему? Он с чем-то не согласен, чем-то не доволен? Вариантов может быть огромное множество.

  • Границы

Не стоит упускать из виду тот факт, что часть неудобных детей все же становится такими по причине недостатков в воспитании, неправильно обозначенных границ, недосказанных и недопонятых правил. Такой ребенок может быть избалованным, капризным, ведь он привык, что ему во всем потакают. Очень важно с активными и развитыми детьми сохранять баланс между тем, что он хочет и может исследовать, и тем, что ему действительно запрещено делать. Правила и границы для детей должны быть четкими, понятными и справедливыми.

  • Аргументированные запреты

Просто запретить и ждать от ребенка понимания бессмысленно. Необходимо доступно и уверенно аргументировать свою позицию, ведь ребенок имеет свою и наверняка будет на ней настаивать. Он должен понимать, что запреты всегда имеют под собой очень серьезные причины и не стоит проверять на деле что будет, если их нарушить.

  • Больше общения

То, что поощряется и считается нормальным дома, в саду или школе может быть неприемлемым или просто непонятым. К этому ребенок должен быть подготовлен. Объясняйте правила поведения в коллективе, рассказывайте о соблюдении иерархии в обществе. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок комфортно ощущал себя в группе людей и мог спокойно выражать себя и свое мнение, он должен иметь соответствующий опыт и позитивное к нему отношение.

  • Ответственность и самостоятельность

Упрямые, своенравные, “неудобные” дети должны как можно раньше научиться чувствовать ответственность за свои действия, так как самостоятельность — основная потребность, к которой они стремятся. Быть собой, говорить и делать то, что хочется или отказываться от всего, что не хочется, легко, если извиняется и разбирается с последствиями мама. Учите ребенка быть личностью, самостоятельной и ответственной.

  • Совместный досуг

Чаще проводите время с ребенком. Возможно, его “неудобность” напрямую связана с острой нехваткой родителей в его жизни. К тому же так вы сможете получше узнать своего ребенка, его интересы и увлечения, понять его, выстроить доверительные отношения. Кроме того, совместные занятия прекрасно подойдут для того, чтобы воспитывать в ребенке необходимые качества на собственном примере.

  • Родители на стороне ребенка

В любой ситуации старайтесь поддержать ребенка и понять причины его поступков. Даже если весь мир (группа, класс) ополчился против него, вы не должны вставать на чужую сторону. Ваша поддержка — это его уверенность в себе, доверие к вам и возможность разобраться в проблеме без морального ущерба для ребенка.

-2

Внимательно наблюдайте за своим ребенком, старайтесь как можно лучше понять его. Неудобный ребенок — это, конечно, сложно для родителей, но, с точки зрения самого ребенка, это прекрасное подспорье для формирования личности, успешной и уверенной в себе. Однако если вы наблюдаете в поведении такого ребенка агрессию, рассеянность, искажение моральных ценностей и этических норм — непременно побеседуйте с ним об этом. Целесообразно также в таких случаях обратиться за консультацией к детскому психологу.