Найти в Дзене
Chigatr0n

Чудо. (Стояние Зои)

Оглавление

Привет. Перед началом хотелось бы сказать, что мне важно узнать мнение каждого кто прочтёт эту публикацию. Веришь в это чудо или нет, напиши в комментариях, все вместе обсудим.

Стояние Зои - рассказ о странном событии, в котором говорится, как в Куйбышеве (теперь уже г. Самара) зимой 1955–1956 годов девушка, которую звали Зоей Карнауховой, после того как решила на вечеринке потанцевать с иконой святителя Николая Чудотворца, «окаменела» на 128 дней.

Икона Николая Чудотворца (источник: https://yandex.ru/search/?text=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9%20%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86%20%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0&lr=10845)
Икона Николая Чудотворца (источник: https://yandex.ru/search/?text=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9%20%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86%20%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0&lr=10845)

Историю стояния характеризуют по-разному: как народное сказание, городскую легенду, народную повесть, народный рассказ, церковное предание. Представители Русской православной церкви самарское происшествие рассматривают как чудо. (Лично я тоже, дорогие читатели)

Посмотрев передачи по федеральным каналам про данное явление, мне сразу в голову ударил вопрос. Управление Союза того времени, которое хотело скрыть данное событие принимало народ за дураков? Ведь выставив там отделения конной милиции и отрицая факт, что там что то произошло говорит именно об этом.

История

В доме №84 по улице Чкалова жили Клавдия Болонкина с сыном. В новогоднюю ночь сын пригласил в гости друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай(как и вашего любимого автора), обещавшим прийти к ним на праздник. Все подруги были с парнями, Зоя сидела одна — Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николаем Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала, но сердце билось.

О событии быстро узнал весь город. Милиционеры боялись подходить к обездвиженной Зое. Врачи ничем не могли помочь — когда они пытались сделать укол, иглы ломались и не проходили в кожу. Приходили священники и тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим (по разным версиям, речь идёт о Серафиме Тяпочкине, Серафиме Полозе или Серафиме Звягине), который взял икону из рук Зои и предсказал, что её стояние закончится в день . Зоя простояла 128 дней и умерла на третий день Пасхи.

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отец Роман Державин утверждает:

«Стояние Зои» — факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад, в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Её верующая мать запрещала дочери веселиться во время Рождественского поста.
В остальном история, рассказанная настоятелем, повторяет первую версию.

Источник: художественный фильм "Чудо"
Источник: художественный фильм "Чудо"

Мнения филологов.

Согласно филологу Е. А. Ивановой, сказ о девушке, которая пыталась танцевать с иконой в руках и застыла, словно каменная, широко используется в современном городском фольклоре. Согласно филологу Н. В. Петрову, сюжет о плясуне-святотатце известен в русском фольклоре как минимум с XIX века, в 1919 и 1956 годах актуализировался в новых фольклорных рассказах. «Зоино стояние» 1956 года оказалось наиболее устойчивой текстуализацией сюжета, поддержанное популярной в церковной среде нарративной схемой о чудесном наказании святотатцев.

Филолог Н. В. Петров пишет, что начиная с середины 1956 года как в Самарской области, так и за её пределами, имела хождение история об окаменевшей плясунье с иконой в руках. Приблизительно в конце 1950-х годов в СССР начало циркулировать рукописное «Зоино житие» неизвестного авторства. Содержание текста в разных копиях отличается, общим является только фабула с «неправильным» поведением девушки, чудо стояния и её оживление. Многие детали были добавлены в сюжет позже, он подгонялся под определённые лекала. В период с 1960 по 1990 год и позднее в народе ходят также устные рассказы об окаменении девушки, танцевавшей с иконой, и об окаменении человека, танцевавшего в церкви. По мнению Петрова, сюжет становится детализированным только в конце 1990-х годов и переходит из разряда слухов в ранг православной легенды, когда поучительный текст о Зоином стоянии стал чрезвычайно популярен в православной среде. Он опубликован во многих церковных сборниках наряду с другими свидетельствами о чудесах святых. В 1990—2000-х годах «Зоино стояние» стало «фольклорным брендом» Самары, основанном на «реальных исторических событиях».

Источник: художественный фильм "Чудо"
Источник: художественный фильм "Чудо"

Версия, опубликованная в «Московском комсомольце»

По рассказам соседей, возможно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной, которой принадлежал дом № 84. Документы, в которых бы упоминались имена Зои Карнауховой и Серафима Тяпочкина, в архивах найдено не было.

По словам соседки, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!» — а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло. По словам одного жителя Самары, имя Зое Карнауховой дала женщина по имени Зоя, поверившая в историю настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её "каменной Зоей"

Другие версии.

Согласно самарским журналистам Валерию Ерофееву и физику Виктору Петрову, дело было примерно так. Девушка Зоя Карнаухова была верующей, о чём открыто говорила друзьям. И когда на гулянке молодежь начала танцевать, то Зоя вдруг заявила, что современные танцы — это богохульство и за них Господь может наказать, превратив грешников в каменные статуи. Подвыпившая компания стала над Зоей смеяться: если ты не танцуешь, значит, ты сама и окаменела! Эти пьяные шутки слышали две старухи-богомолки, сидевшие тем вечером в гостях у Клавдии Болонкиной в соседней комнате. Они-то и видели Зою, стоявшую посреди комнаты с иконой Николая Чудотворца в руках. Девушка толковала, что танцы и пьянство — это путь в ад.

Когда же бабушки-богомолки уходили домой, им навстречу попалась мать Зои, Мария Даниловна Карнаухова. Старухи и сказали матери, что её дочь только что окаменела и стоит в соседнем доме, после чего удалились. Мария Даниловна испугалась, но тотчас увидела Зою, которая как ни в чем не бывало шла ей навстречу. Мать и дочь посмеялись над странными старухами и пошли домой.

А наутро жители дома № 84 на Чкаловской увидели из окон толпу, собравшуюся посмотреть на окаменевшую девушку. Клавдия Болонкина рассказывала любопытным о «чуде». Оказывается, перед этим и она сама, и кто-то из ее знакомых женщин по очереди изображали «окаменевшую отроковицу», силуэт которой с иконой в руках собравшиеся могли наблюдать через задвинутые оконные занавески.

Все это продолжалось до тех пор, пока в дом не явилась милиция. Тогда Болонкина заявила милиционерам, что «окаменевшую Зою» уже забрали и увезли какие-то неизвестные люди в штатском.

Милицейское руководство на всякий случай выставило здесь пост. А когда наконец все разъяснилось, то было уже поздно: слухи об «окаменевшей Зое» достигли таких размеров, что любые попытки властей их опровергнуть воспринимались в народе как «стремление скрыть правду».

А как вы думаете, правда это или вымысел? Пишите, важно мнение каждого прочитавшего.