Найти тему
Procrastifashion

Femme fatale Стиль роковой женщины в кинематографе. Часть 1

«Femme Fatale», «леди вамп» или «роковая женщина» - разные названия одного и того же архетипа, подспудно присутствующего в сознании каждого индивида. В этой статье мы рассмотрим визуальные репрезентации роковой женщины в голливудском кинематографе в период с начала 20 века и до 80х годов. Часть 2 будет посвящена остатку 20 века.

Ава Агрднер в фильме "Убийцы" 1946 г.
Ава Агрднер в фильме "Убийцы" 1946 г.

Роковая женщина в кино – это соблазнительный женский персонаж, загадочный и даже скрытный, использующий свои обольстительные для манипуляции мужчинами. Настоящие чувства роковой женщины – всегда загадка, вполне может быть, что их вообще нет, и это даёт ей свободу действовать хладнокровно и расчётливо. Персонаж фам фаталь – не всегда главный в фильме, но каждый раз приковывает к себе исключительное внимание. Что характерно, не смотря на голливудскую традицию хэппи энда, фильмы с участием роковой женщины редко заканчиваются хорошо. Попав под её чары, герои едва ли выбираются из запутанных и опасных ситуаций живыми. Словно паутиной фам фаталь опутывает всех вокруг ложью и интригами, делая невозможным разобраться в том, кто она есть на самом деле, кто жертва, а кто преследователь.

Тэда Бара в фильме "Жил-был дурак" 1915
Тэда Бара в фильме "Жил-был дурак" 1915

Первая киношная фам фаталь появилась в 1915 г. в фильме «Жил-был дурак» (A Fool There Was) с Тэдой Бара. Ещё в титрах мы узнаем, что мисс Тэда Бара исполняет роль вампирши (The Vampire), но в метафорическом смысле. Как вампир высасывает кровь из своих жертв, так и наша героиня выкачивает все ресурсы, финансовые и душевные, из мужчин и губит их. Поскольку фильм чёрно-белый, судить о цветовой гамме кадра сложно. Но то, что мы можем легко заметить – наша героиня всегда одета в очень тёмную одежду, намного темнее, чем другие женщины.

Кадр из фильма "Жил-был дурак" 1915г.
Кадр из фильма "Жил-был дурак" 1915г.

Её макияж также отличается яркостью, и особое внимание уделяется её взгляду. Неясно, что даёт леди вамп такую власть над мужчинами, но по ходу фильма мы встречаем пострадавших от неё мужчин, обнищавших, разорившихся или покончивших с собой, когда она ушла. Её бывшие кавалеры называют её «devil» или «Hell cat». Амплуа роковой женщины навсегда закрепится за актрисой и слово «vamp», сокращение от «vampire», становится номинативом архетипа. В своих последующих фильмах, большинство из которых утеряно, Тэда Бара продолжает демонстрировать образы фам фаталь ( «Кармен» 1915, «Клеопатра» 1917, «Саломея» 1918).

Тэда Бара в фильме "Кармен" 1915г.
Тэда Бара в фильме "Кармен" 1915г.

Тэда Бара в фильме "Клеопатра" 1917г.
Тэда Бара в фильме "Клеопатра" 1917г.
Тэда Бара в фильме "Клеопатра" 1917г.
Тэда Бара в фильме "Клеопатра" 1917г.
Тэда Бара в фильме "Клеопатра" 1917г.
Тэда Бара в фильме "Клеопатра" 1917г.
Тэда Бара в фильме "Клеопатра" 1917г.Тэда Бара в фильме "Клеопатра" 1917г.
Тэда Бара в фильме "Клеопатра" 1917г.Тэда Бара в фильме "Клеопатра" 1917г.
Тэда Бара в фильме "Саломея" 1918г.
Тэда Бара в фильме "Саломея" 1918г.

В подобном ключе развивается и карьера актрисы Луизы Глаум, исполнившей роли роковых женщин в фильмах «Женщниа- волк» (The Wolf Woman, 1916), «Сахара» (Sahara, 1919), «Женщина-Леопард» (The Leopard Woman, 1920), «Секс» (Sex, 1920). Как несложно догадаться из названий фильмов, актриса эксплуатировала в своих экранных образах ассоциации с животной сексуальностью. Этому способствовала работа художников по костюмам, создавших для Луизы Глаум такие предметы гардероба, как шляпка из головы леопарда, леопардовая шуба:

Луиза Глаум в фильме «The Leopard Woman», 1920г. SilentHollywood
Луиза Глаум в фильме «The Leopard Woman», 1920г. SilentHollywood

... и платье из павлиньих перьев:

Луиза Глаум в фильме «Сахара» 1919г. SilentHollywood
Луиза Глаум в фильме «Сахара» 1919г. SilentHollywood

Дважды Луиза Глаум предстаёт в паучьих костюмах: в фильме «Sex» 1920г., исполняя паучий танец...

Луиза Глаум в фильме «Sex», 1920г. wikicommons
Луиза Глаум в фильме «Sex», 1920г. wikicommons

... и в фильме «Женщина-волк».

Луиза Глаум в фильме «The Wolf Woman», 1916г. youtube
Луиза Глаум в фильме «The Wolf Woman», 1916г. youtube

Зловещий и таинственный образ соблазнительницы, опутывающей своими чарами, словно паутиной, и фигурирующий в названии фильма волк наводят зрителя на мысль о чем-то мистическом и даже ведьмовском. И Тэда Бара и Луиза Глаум фактически закрепили некоторые сарториальные приёмы и визуальные образы за роковыми женщинами:

  1. 1. использование леопарда
  2. 2. демонический образ (вампирский, дьявольский, ведьмовской)
  3. 3. образ восточной соблазнительницы (или вавилонской блудницы)

Нужно отметить, что паучий костюм не был ноу-хау ни Луизы Глаум, ни художников по костюмам, работавшим с ней. В костюмах, декорированных паутиной или состоящих из нее, уже к тому времени выступали танцовщицы бурлеска. Знаменательным примером может послужить австралийская актриса и танцовщица Айви Шиллинг (Ivy Shilling), исполнившая в 1913г. танец «Мухи и Паука» в постановке Джэй Си Уильямсона (J.C. Williamson) «Подойди сюда» (Come Over Here).

Айви Шиллинг исполняет танец «Мухи и Паука» tumblr.
Айви Шиллинг исполняет танец «Мухи и Паука» tumblr.

Также в костюме паука фигурировала актриса Валеска Суратт в фильме «Нью-Йоркский павлин» 1917г.

Актриса Валеска Суратт в паучьем костюме 1917г. wikicommons
Актриса Валеска Суратт в паучьем костюме 1917г. wikicommons

Слегка иронически паучий костюм был использован в комедийном фильме 1988г. «Эльвира - повелительница тьмы», где героиня Кассандры Патерсон предстаёт в паучьем бюстгальтере в финальной сцене фильма.

Кадр из фильма  «Эльвира - павелительница тьмы »
 1988г.
Кадр из фильма «Эльвира - павелительница тьмы » 1988г.

А в 1977г. Джон Гальяно создал платье - паутину для летне-весенней коллекции

Платье авторства Джона Гальяно spring/summer 1997 themet
Платье авторства Джона Гальяно spring/summer 1997 themet

В 20-ые и 30-ые годы образ роковой женщины практически исчез с экранов. С массой оговорок можно назвать Луизу Брукс исполнительницей таких ролей в фильмах «Ящик Пандоры» (1929) и «Дневник падшей женщины» (1929) Георга Вильгельма Пабста. И всё же, героини Луизы Брукс не столь коварны и не пытаются добиться богатства или власти. Они действуют из любви и ревности, устраивают бытовые интрижки с любовниками и скандальные сцены ревности. Они не намерены кого-либо сживать со свету или убивать. Более того, сами героини остаются жертвами в конце фильма.

Кадр из фильма «Дневник падшей женщины», 1929г. filmforum
Кадр из фильма «Дневник падшей женщины», 1929г. filmforum

Аналогичная ситуация прослеживается и с героинями Марлен Дитрих. Не смотря на внешность искусительницы, женские образы, создаваемые легендарной актрисой – это женщины со сложной судьбой, пострадавшие от любви, но искренне её жаждущие. Марлен Дитрих - холодная красавица, которая даже в роли падшей женщины остаётся при чувстве собственного достоинства. Не все окружающие являются для нее средствами достижения цели.

Марлен Дитрих в образе «Ангела» в фильме Эрнста Любича «Ангел»  1937г. The Red List
Марлен Дитрих в образе «Ангела» в фильме Эрнста Любича «Ангел» 1937г. The Red List

И только в 40-ые годы на экран возвращается расчётливая и хладнокровная роковая женщина, она же – нуарная femme fatale.

Военные годы стали осевым периодом для формирования эстетики нуара (noir, фр. – чёрный). Одним из неотъемлемых элементов фильмов нуар является образ femme fatale. Нуарная роковая женщина – это привлекательная особа, использующая свои женские чары для достижения тайных целей. Порой она идёт на убийство, но в основном совершает убийства чужими руками. Персонаж femme fatale зачастую притворяется жертвой и просит мужчину (детектива или случайно подвернувшегося служащего, управляющего и т.д.) о помощи. С момента встречи главного героя с femme fatale в его жизни начинается полоса несчастных случаев, опасных и запутанных ситуаций и даже смертей.

Ава Агрднер в фильме "Убийцы" 1946 г.
Ава Агрднер в фильме "Убийцы" 1946 г.

Поскольку роковые женщины нуара всегда лживы и по ходу фильма скидывают маску невиновности, в их костюме так же прослеживается двойственность. В начале фильмов они предстают в светлых костюмах, призванных создать у нас впечатление невинности и лёгкости. Это могут быть платья со сборками и воланами, как у героини Риты Хэйворт в фильме «Гильда» (1946)

Кадр из фильма «Гильда» 1946г.
Кадр из фильма «Гильда» 1946г.

или скромные белые комплекты, как у Джин Тирни в фильме «Бог ей судья» (1945)

Кадр из фильма «Бог ей судья» 1945г.
Кадр из фильма «Бог ей судья» 1945г.

и Барбары Стэнвик в «Двойной страховке» (1944)

Кадр из фильма «Двойная страховка» 1944г.
Кадр из фильма «Двойная страховка» 1944г.

Женщины нуара успешно демонстрируют зрителю, что с помощью гардероба можно манипулировать мнением людей. Приём с использованием белого цвета для сокрытия тёмной души будет использоваться впоследствии во многих фильмах второй половины 20 века.

Поскольку кинематограф нуара был вынужден существовать в условиях ограничений, наложенных кодексом Хейса, художникам по костюмам и режиссёрам приходилось прибегать к хитрым приёмам. Возможно, именно ограничения привели к тому, что нуарные фильмы полны тонких намёков, но не содержат пошлости. И в этом плане кодекс Хейса сильно обогатил творческий метод и придал особый шик кинематографу военного времени. Откровенные декольте заменяются небрежно расстёгнутой верхней пуговкой или кружевной вставкой. Открытая спина намекает на обнажённость, оставляя костюм в рамках кодекса. Длинный разрез на платье пуританской длины то скрывает, то демонстрирует кокетливые женские ножки. В построении загадочного и соблазнительного образа также участвуют и угол камеры и игра светотени, что в условиях отсутствия цвета придаёт особую драматичность кадрам.

Кадр из фильма «Гильда» 1946г.
Кадр из фильма «Гильда» 1946г.

Общая стилистика костюмов в нуарах отвечает моде времени. В экранных вечерних туалетах прослеживается наследие 30-ых годов. Длинные платья в пол с акцентированной талией, открытыми плечами, обилие драгоценностей, длинные перчатки и т.д.

Ава Агрднер в фильме "Убийцы" 1946 г.
Ава Агрднер в фильме "Убийцы" 1946 г.

В повседневных образах в изобилии представлены комплекты из юбки и блузки, отвечающие тенденциям военного времени, как и жакеты с объёмными плечами, напоминающие силуэт мужского костюма.

Ава Агрднер в фильме "Убийцы" 1946 г.
Ава Агрднер в фильме "Убийцы" 1946 г.
Кадр из фильма «Бог ей судья» 1945г.
Кадр из фильма «Бог ей судья» 1945г.

Вуали так же использовались в фильмах нуар для придания загадочности образам роковых красавиц, следуя удачному примеру Марлен Дитрих из 30-ых годов.

Кадр из фильма «Бог ей судья» 1945г.
Кадр из фильма «Бог ей судья» 1945г.
Ава Агрднер в фильме "Убийцы" 1946 г.
Ава Агрднер в фильме "Убийцы" 1946 г.

Поскольку в этой статье мы рассматривали кинематограф первой половины 20 века, нам сложно судить от цветах. Тем не менее мы можем выделить определённые черты стиля роковых женщины. В начале становления архетипа использовались очень броские приёмы вроде использования хищного принта, прямых аллюзий с опасными дикими животными и образами блудниц, видимо, пришедших из театральных постановок. Позднее, начиная с 30-ых годов, не без помощи ограничительных мер со стороны фабрики грёз, начал выкристализовываться иной, более утончённый визуальный код фам фаталь, включающий длинные облегающие платья с разрезом, открытой спиной, длинные перчатки, вуали и томный взгляд. Кроме того, леди вамп начинает использовать приёмы маскировки, облачаясь в белое и невинное платье, чтобы скрыть свою истинную сущность.

Как образ фам фаталь развивался далее, мы посмотрим в следующем материале.