Вашингтон оценивает рост китайского флота за последнее десятилетие как ошеломляющий, что, согласно прогнозам в бюджетных документах морской службы на 2021-й финансовый год, побуждает ВМС США планировать полномасштабную закупку ракет-убийц кораблей в течение следующих пяти лет. В своем вступительном слове перед развертыванием нового запроса на расходы ВМС директор по бюджету службы прямо указал на расширение военно-морских сил Китая в качестве основного аргумента для бюджетных приоритетов. «Китай увеличил свой боевой флот примерно до 335 надводных кораблей, и это произошло за последние 10 лет, когда они перешли от наращивания своих сил территориальной обороны к наращиванию в экспансионистской роли по всему миру своих сил на море», – сказал контр-адмирал Рэнди Крайтс, – «Когда мы смотрим в будущее глобальной торговли и большей непредсказуемости, американская морская мощь как никогда становится все более и более важной».
Предлагаемый бюджет ВМС на 2021-й год предусматривает закупку 850 ракет в период с 2020-го по 2021-й год с единственной функцией поиска и уничтожения вражеских кораблей на большой дальности. Закупка противокорабельных ракет происходит по мере того, как эксперты прогнозируют, что к 2035-му году флот Народно-освободительной армии будет состоять из 420 судов. Для сравнения, бюджетная заявка на 2016-й год содержала всего 88 противокорабельных ракет, которые должны были быть закуплены в течение пятилетнего плана. И хотя судостроение, возможно, пошатнулось в прошлом, в 2021-м году бюджет ВМС на закупку вооружений всех видов увеличился на 800 миллионов долларов по сравнению с запросом на 4,1 миллиарда долларов в 2020-м году. Предлагаемый бюджет закупок вооружений на 2021-й год вырос на 1,7 миллиарда долларов по сравнению с запросом на 2016-й год всего пять лет назад.
Эти средства могут быть использованы для покупки Lockheed Martin’s F/A-18 E/F Super Hornet-launched Long-Range Anti-Surface Missile (LRASM) – ракеты дальнего радиуса действия, разработанной совместно с Агентством оборонных исследовательских проектов (Defense Research Projects Agency). Она включает в себя систему распознавания целей, определенный уровень автономной маршрутизации и обладает увеличенной дальностью поражения вражеских кораблей. Несекретная дальность полета составляет более 200 морских миль. В бюджете ВМС на 2017-й год было закуплено 10 LRASM, а до 2020-го года планировалось закупать по 25 LRASM в год (в общей сумме 85 ракет). Сегодня запасы (включая запрос 2020-го года на 17 LRASMs) составляют около 99 ракет.
Запросив увеличить скрытый ракетный запас на 48 единиц, флот увеличит свой запас на 50 процентов, и планирует ежегодно заказывать 48 единиц в течение следующих четырех лет, согласно бюджетным документам службы на 2021-й финансовый год. Всего же ВМС хотят приобрести 210 ракет в период с 2020-го по 2025-й год. И это не единственная ракета, которую флот рассматривает для приобретения в 2021-м году.
Флот хочет продолжить модернизацию ракеты Raytheon Tomahawk в качестве «Морской ударной ракеты» (Maritime Strike Tomahawk), с установленной на ней устройством поиска и распознавания целей с тем, чтобы она могла, перемещаясь в воздухе, поражать движущуюся цель. Tomahawk имеет дальность полета в 900 морских миль.
В сводном докладе Военно-морского флота говорится, что новый комплект искателя ракеты Maritime Strike Tomahawk позволяет ей поражать движущиеся морские цели на усредненном курсе наведения даже, если искатель на конечном участке войдет в зону неопределенности. Ракета должна быть сдана в эксплуатацию в 2023-м году. Военно-морской флот планирует закупить 44 комплекта искателей для ракет Maritime Strike Tomahawk в 2021-м году, а затем значительно увеличить их количество. Морская служба купит 451модернизированный комплект в период с 2021-го по 2025-й год.
«Переломный момент». Служба хочет начать закупку значительного количества военно-морских ударных ракет (Naval Strike Missile), которые предназначены для поражения кораблей, так называемые ракеты Kongsberg фирмы Raytheon. Эти ракеты предназначены для того, чтобы дать легким вооруженным военным кораблям некоторые преимущества при работе в Тихом океане. Ракета уже была развернута на прибрежном боевом корабле Gabrielle Giffords в прошлом году вместе с беспилотным вертолетом MQ-8C Fire Scout Northrop Grumman, который используется для загоризонтного наведения.
Военно-морской флот планирует приобрести 15 NSM, что на три меньше, чем в прошлом году, но запрограммирован на получение 189 в период между 2020-м и 2025-м финансовыми годами. В дополнение к 850 LRASM, «Морским ударным Томагавкам» и «Морским ударным ракетам», ВМС хотят приобрести за тот же период 775 ракет Raytheon SM-6. Это в первую очередь зенитная ракета, но она имеет и режим для поражения надводных и наземных целей. Таким образом, общий объем закупок ракет с потенциалом уничтожения кораблей в период с 2020-го по 2025-й год составит 1625 единиц.
Эрик Сэйерс, бывший сотрудник сенатского комитета по вооруженным силам и бывший помощник командующего Индо-тихоокеанским командованием США Гарри Харриса, теперь является адъюнктом и старшим научным сотрудником Центра новой американской безопасности. Он сказал Defense News, что предлагаемый план расходов ВМС представляет собой поворотный пункт в противокорабельной миссии, которой слишком долго пренебрегали.
«Этот бюджет – отличный сигнал о намерении ВМС, наконец, серьезно заняться качеством и количеством запасов противокорабельных ракет», – сказал Сэйерс, – «Тогдашний командующий Тихоокеанским флотом адмирал Роберт Уиллард запросил эту возможность более десяти лет назад, и в течение многих лет мы покупали их только по нескольку штук за раз. Запрос на LRASM, «Морскую ударную ракету» и «Морской ударный Томагавк» является реальным поворотным пунктом в серьезности намерений бюджета противокорабельных средств». По мнению Сэйерса, флот должен перейти к размещению LRASMs внутри вертикальных пусковых труб своих наземных боевых кораблей. «Теперь, когда мы движемся к покупке LRASM в количественном выражении, было бы здорово увидеть, как флот будет двигаться, чтобы интегрировать его в своих крупных наземных бойцов», – заявил он, – «Также обнадеживает то, что такие союзники, как Австралия и Япония, одновременно продвигаются к приобретению этих высококачественных вооружений».
В пятницу Госдепартамент объявил, что Австралия получила разрешение на покупку до 200 LRASMs, покупка с ценой почти в 1 миллиард долларов.
Дэвид Б. Лартер