Найти в Дзене
Непопулярное мнение

Коллективная память и групповая идентичность

Оглавление
Два раза “ку”, мои малиновые штаны. Сегодня на кафедре Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики мы будем разбирать такое явление, как “коллективная память”. Как всегда, у нас здесь не будет никакой мистики. Просто ещё один аспект, осознавая который вам будет проще понять, кто вы в этом обществе, и по каким законам функционирует это общество.
Два раза “ку”, мои малиновые штаны. Сегодня на кафедре Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики мы будем разбирать такое явление, как “коллективная память”. Как всегда, у нас здесь не будет никакой мистики. Просто ещё один аспект, осознавая который вам будет проще понять, кто вы в этом обществе, и по каким законам функционирует это общество.

Кризис идентичности

Человек - зверёк социальный. А это означает, что для большинства таких зверьков осознания своего “я” недостаточно. Ему нужно ещё осознавать своё “мы”. Даже такой высокомерный высоколобый сноб, как НМ (это, если кто не в курсе, я, автор этих строк), нуждается в том, чтобы поддерживать свою групповую идентичность. НМ активно пествует свою принадлежность к русской вате, субкультурам геймеров и ролевиков, и, конечно же, не забывает подчеркнуть свою принадлежность к элите “детей девяностых”, которые “видели некоторое гуано” и теперь “всего добились сами”.

И важным аспектом поддержания групповой идентичности является “коллективная память”. По сути, группа становится этаким фантомным живым существом, у которого есть свой однозначный взгляд на многие события. По сути, “коллективная память” - штука, которую всегда надо вспоминать, когда речь идёт о таком понятии, как “культурный код”. Коллектив, общество, группа, создаёт символы. И значение этих символов, постепенно, эволюционирует под влиянием актуальных, для разного периода времени, потребностей социума.

Возьмём, давайте, Иосифа Виссарионовича Сталина. Ваши воспоминания о нём, на самом деле, не являются вашими воспоминаниями. Я более чем уверен, что меня не читают люди, которые, на самом деле хотя бы жили в один период с ним. Но, при этом, у вас возник вполне определённый образ, который говорит, на самом деле, больше не о нём, а о вас, мои малиновые штаны. Если для вас это чудовище, неотличимое от Гитлера, то ваша групповая идентичность откровенно прозападная, ибо именно такое воспоминание прививалось пропагандой в период Холодной Войны. Потому что подобным подходом не страдали даже Хрущ и его чудо-друзья, всеми силами очернявшие Сталина. В конце концов, нельзя было привить народу, ещё помнящему ВОВ и своими глазами видевшему узников концлагерей, что Сталин равен Гитлеру. Согласно курсу "развенчивания культа личности" он был плох, ужасен, но не Гитлер. Совсем не Гитлер.
Возьмём, давайте, Иосифа Виссарионовича Сталина. Ваши воспоминания о нём, на самом деле, не являются вашими воспоминаниями. Я более чем уверен, что меня не читают люди, которые, на самом деле хотя бы жили в один период с ним. Но, при этом, у вас возник вполне определённый образ, который говорит, на самом деле, больше не о нём, а о вас, мои малиновые штаны. Если для вас это чудовище, неотличимое от Гитлера, то ваша групповая идентичность откровенно прозападная, ибо именно такое воспоминание прививалось пропагандой в период Холодной Войны. Потому что подобным подходом не страдали даже Хрущ и его чудо-друзья, всеми силами очернявшие Сталина. В конце концов, нельзя было привить народу, ещё помнящему ВОВ и своими глазами видевшему узников концлагерей, что Сталин равен Гитлеру. Согласно курсу "развенчивания культа личности" он был плох, ужасен, но не Гитлер. Совсем не Гитлер.

Антисоветчик - всегда русофоб

Коллективная память неразумна. Это одна из её наиболее важных черт. Коллективная память обусловлена именно что человеческими слабостями. Чем сильнее личность, тем менее конкретизирован и размыт коллектив, с которым личность хочет иметь идентичность. Но принадлежность к коллективу всегда происходит из слабости. А потому, эти слабости и создают воспоминания коллектива.

Коллективная память удобна. Не надо думать, анализировать. Надо просто… верить. Этого вполне достаточно.

Не нужно помнить историю классического религиозного символа “солнцеворот”. Надо просто помнить, что его зовут “свастика”, его носили нацики, а, значит, это символ зла. Не надо помнить, что “пентаграмма” - это символ, который использовали экзорцисты, и он нужен именно для защиты от демонов. Это символ демонов и Ада, этого вполне достаточно.

Любое покушение на символ, является, по сути, покушением на один из столпов коллективной памяти. А, значит, на групповую идентичность. А потому, человек будет всеми силами, крайне эмоционально, отстаивать этот символ.

Эмоциональность ведёт к большему искажению памяти. Так, например, немцы так старательно пытались забыть одного австрийского художника-вегетарианца, что на улицах Берлина вновь появились зигующие. Всё дело в том, что забывая и подменяя значение символа, мы подменяем абсолютно всё, что связано с ним. Для символов крайне важно иметь однозначное значение. Касаемо того же Адольфа. Демонизируя его, мы забываем о преступлениях, которые совершались против Германии, и против которых он восстал. Мы забываем, ради чего он стал чудовищем. Большим, чем те, кого он ненавидел.
Эмоциональность ведёт к большему искажению памяти. Так, например, немцы так старательно пытались забыть одного австрийского художника-вегетарианца, что на улицах Берлина вновь появились зигующие. Всё дело в том, что забывая и подменяя значение символа, мы подменяем абсолютно всё, что связано с ним. Для символов крайне важно иметь однозначное значение. Касаемо того же Адольфа. Демонизируя его, мы забываем о преступлениях, которые совершались против Германии, и против которых он восстал. Мы забываем, ради чего он стал чудовищем. Большим, чем те, кого он ненавидел.

История против памяти

История, реальная жизнь, не бывает однозначной. Но память всегда именно однозначна. Очерняя Алоизыча “Союзники” начинают выглядеть белее. Именно поэтому СССР очерняла Николая II. Именно поэтому РФ обеляет того же самого Николая. Потому что тогда злее выглядит СССР. И лучше выглядит РФ. Это классика.

Этим занимаются все страны. Все социумы.

Для феминисток “геймергейт” - это попытка токсичных геймеров в очередной раз поугнетать женщин. Для геймеров “геймергейт” - это раскрытие коррупции в журналистике и подчёркивание ангажированности изданий. “Свои” в коллективных воспоминаниях всегда будут хорошими, а “чужие” плохими, если только они не восхищаются “своими”.

И самое главное… “коллективные воспоминания” - это всегда популярное мнение. А вы помните название этого канала? Да, именно так. именно поэтому НМ будет всеми силами пытаться строить своё мировоззрение не на коллективных воспоминаниях и символах, а на фактах, которые он сможет нарыть. Потому что только так он сможет усилить свою личность через реконструкцию того, что носит название “непопулярное мнение”.

На следующей неделе мы рассмотрим психологическое явление, которое ответственно за то, что у нас в стране люди предпочитают ныть о том, как всё плохо, а затем пинать тех, кто пытается сделать жизнь лучше. “Антисоциальное наказание” на очереди.
Завтра обсудим классический комикс “Трансметрополитен”.
А послезавтра вы сможете прочитать про отличную кооперативную головоломку из времён, когда “Blizzard” была ещё хорошей корпорацией.