"Баллада Бастера Скраггса"
'The Ballad of Buster Scruggs'
(2018)
Режиссеры: братья Коэн -Джоэл & Итан.
Рейтинг: 93% на Rotten Tomatoes.
Философско-символическое полотно на тему Дикого Запада. Изначально планировался как мини-сериал для компании Netflix, но затем авторы настояли на формате сплошного единого киноальманаха.
Краткая интерпретация.
1-я новелла.
Извечная борьба Добра и Зла представлена в фильме в виде ковбойской дуэли. Силы Зла (или самого Дьявола) представляет Малыш (Уилли Уотсон) - сладко поющий охотник за головами, носящий черную шляпу - black hat - традиционный признак плохого парня в классическом вестерне. Соответственно в белой шляпе - white hat - бунтарь Бастер Скраггс (Тим Блейк Нельсон); . Бастер - светлый Ангел или Сам Бог - живёт по собственным правилам, но правила эти - божеские, а не человеческие. Потому и - преступник. Он сильный, благородный, смелый, но не всемогущий - и гибнет в поединке с Дьяволом. И пусть белые крылья возносят его на Небеса - нам на Земле от этого не легче. Смысл 1-й новеллы - мы живём в мире Мёртвого Бога и Зло здесь всегда побеждает.
2-я новелла, «Под Алгодонесом».
Бессмысленность колеса Сансары. Всё равно - пусть ты сильный и смелый - это не спасёт тебя от безобразного абсурда жизни. Единственный луч Света - улыбка девушки перед самой казнью - типа спасибо и за это. И вперёд - на новое воплощение пора тебе Ковбой (Джеймс Франко) ! Колесо Сансары - петля виселицы, в той или иной форме.
3-я новелла, «Вход за еду».
Если ты родился с умом, талантом, глубоким пониманием Искусства, но совершенно не приспособлен к жизни - короче говоря"ботаником" - тебе лучше в детстве принять цианид. Не веришь - вот, смотри кто ты есть, ботан: лишённый тела обрубок, хоть и настоящий, талантливый артист Харрисон (Гарри Меллинг),. Успех имеют здесь только ушлые гопники (импрессарио, Лиам Нисон) и другие люди с крепкой плотью. Дух и Искусство быстро надоедают толпе, и потом какая-нибудь курица оказывается им дороже и важнее. Лучше твёрдо стойте на ногах, не витайте в Облаках, даже если там вы обретаете настоящий Жемчуг: окружающие вас дикари предпочитают стеклянные бусы, а "облако в штанах" рано или поздно затопчут. Ибо сказано "не мечите бисер перед свиньями".
4-я новелла, «Весь Голд-Каньон».
А вот человек, который крепко стоит на земле, но не потерял при этом ни живую душу, ни гармонию с Природой. Это старатель-Художник, золотоискатель- Поэт (Том Уэйтс), который говорит с Мистером Самородком как с живым человеком. И он прав: Самородок отвечает ему! Правда, пусть не опасное, но пулевое ранение он получил всё же: оказывается, Сова всё-таки умеет считать до 4-х!.. Итак, старайся, нащупай жилу (как Коэны), реализуйся, и получишь сполна своё золото.
5-я новелла. "Испугавшаяся девушка".
Пятая новелла, конечно, если я её правильно понял, - не только глубоко символичная, но и политически актуальная.
Двое южан - брат и сестра путешествуют по опасным прериям. Брат - это символ Юга, всего что в нём было хорошего. Он совсем не похож на рабовладельца -угнетателя, он - скорее, романтик- недотепа, но благодаря тепличным условиям Юга, брат мог позволить себе не быть прагматиком, быть идеалистом, иметь уверенность - Веру!
Сестра же его Элис - это сама Америка. Она собирается выйти замуж за северянина - хорошего, честного, презирающего рабовладение, но абсолютного прагматика, верящего только в материальные ценности.
Однако предательство и памяти брата, и своей собачки, и наивность непуганной идиотки - всё это не прошло даром.
Её не смог спасти Артур - судя по всему сам Король Артур, главный исторический герой Северо-Западной метакультуры.
Испуганная девушка Америка сама себе пускает пулю в лоб.
Смысл пятой новеллы - плохая новость: Америка мертва. Жива только противно гавкающая собачка - то ли президент Пирс, то ли Трамп. Хорошая новость - Король Артур жив! И он ниразу не постарел.
6-я новелла "Бренные останки"
Шестая новелла, пожалуй, - самая мистическая из всех. Над ней веет тень великих бергмановских "Седьмой печати" и "Часа волка".
Пятеро путешественников едут в дилижансе в Форт Морган. Шестым следует труп на крыше дилижанса. И - возница в чёрном плаще, который, в согласии с правилами, не останавливается и не сбавляет хода.
Двое - англичанин и ирландец - охотники за головами, или как они сами себя называют, - Жнецы душ. Это они везут труп убитого ими преступника.
Остальные:
- француз Рене - эксперт порока, игрок и гедонист. Всех людей делит на везучих и невезучих:
- профессорская жена - религиозная ханжа, всех людей делит на праведников и грешников:
- охотник - зануда, живущий отшельником в лесу, для которого все люди - хорьки.
Всё это выясняется в разговоре, пока они едут, а самое главное и неожиданное - что они сами понимают, кем являются на самом деле. Подобно тому как бог смерти Яма первым делом преподносит попавшему в Ад зеркало, двое охотников за головами (отсылка к первой новелле Чёрный Ковбой-Дьявол), как самые настоящие Демоны выворачивают своих спутников наизнанку. А при виде сумрачного Отеля - пропадают и последние сомнения относительно того, КУДА они все приехали.
Возница-Харон уезжает, и они заходят в Отель..
Таким образом, смысл шестой новеллы - встреча со Жнецами душ неизбежна. А в ком из нас нет этого гуляки француза, этой "праведной" моралистки и этого равнодушного мизантропа?
Человек живёт так, как будто он будет жить вечно. Но за это придётся платить.С братьями Коэнами не поспоришь..