Найти в Дзене
Рок на БиС

Мои любимые бас-гитаристы. Джон Уэттон. Часть 2.

Я оставил любимого бас-гитариста, как выяснилось не только своего, но и многих читателей Дзена, в момент остановки деятельности группы UK, второй и последний студийный альбом которой вышел в 1979 году. Первая часть рассказа о Джоне Уэттоне. Помимо названных в первой части причин замораживания деятельности нашлась ещё одна. Лидеров в UK было двое: Уэттон и Эдди Джобсон. И они по-разному видели направление развития своего детища. Поэтому они договорились сделать перерыв на полгода, во время которого Уэттон займется собственными делами. Первым стал записанный ещё в феврале 1978-го диск разового студийного проекта Jack-Knife "I Wish You Would". Компанию нашему герою в данном случае составил старый друг Ричард Палмер-Джонс (Richard Palmer-Jones). Кроме песен дуэта Уэттон - Палмер-Джонс альбом содержал каверы на блюзовую классику. Ютуб-канал bonzoboydog. Альбом был издан на виниле фирмой Polydor в 1979-ом и переиздан как CD на EG Records в 1991-ом. Представлен кавер на песню блюзового пе

Я оставил любимого бас-гитариста, как выяснилось не только своего, но и многих читателей Дзена, в момент остановки деятельности группы UK, второй и последний студийный альбом которой вышел в 1979 году.

Первая часть рассказа о Джоне Уэттоне.

Фото сайта www.pinterest.ch
Фото сайта www.pinterest.ch

Помимо названных в первой части причин замораживания деятельности нашлась ещё одна. Лидеров в UK было двое: Уэттон и Эдди Джобсон. И они по-разному видели направление развития своего детища. Поэтому они договорились сделать перерыв на полгода, во время которого Уэттон займется собственными делами. Первым стал записанный ещё в феврале 1978-го диск разового студийного проекта Jack-Knife "I Wish You Would". Компанию нашему герою в данном случае составил старый друг Ричард Палмер-Джонс (Richard Palmer-Jones). Кроме песен дуэта Уэттон - Палмер-Джонс альбом содержал каверы на блюзовую классику.

Ютуб-канал bonzoboydog. Альбом был издан на виниле фирмой Polydor в 1979-ом и переиздан как CD на EG Records в 1991-ом. Представлен кавер на песню блюзового певца и харпера Sonny Boy Williamson II.

Вторым был сольный альбом Джона "Caught in the Crossfire". До этого у слушателей не было возможности оценить как прекрасный "командный игрок" Уэттон звучит сам по себе. Что ж первый блин не вышел комом. Уэттону явно удобнее писать песни на басу, но он прекрасно дополняет их клавишными, кое-где гитарой и, конечно же замечательным узнаваемым вокалом. Сопровождающая компания собралась также не слабая. Гитарист Jethro Tull Мартин Барре (Martin Barre), ударник Саймон Кирк (Simon Kirke) из Bad Company, саксофонист Малкольм Дункан (Malcolm Duncan) из Average White Band. Плюс в написании одной из вещей принял участие Питер Синфилд, а в заглавной песне на гитаре сыграл Фил Манзанера.

Но этими двумя проектами Уэттон, как обычно, не ограничился. В 1980-81 гг. он записал партии баса на альбомах "Mail Order Magic" и "Hyenas Only Laugh for Fun" старого знакомого, вокалиста Family Роджера Чэпмена (Roger Chapman). В восемьдесят первом же сыграл на альбоме экс-вокалиста паб-рокеров The Winkies Филипа Рэмбоу (Philip Rambow) "Jungle Law". Для альбома британской хард-группы Wishbone Ash "Number The Brave" исполнил и басовые, и клавишные, и часть вокальных партий.

Ютуб-канал ian allman

Но, наверное, самым интересным моментом среди этой традиционной для Уэттона череды коллабораций стала запись трех песен весной 1981 года с французской симфоник-проговой группой Atoll.

Ютуб-канал kay wivern. Узнаете песню?

И эта вещь позволяет плавно перейти к третьей (после King Crimson и UK) очень важной группе в карьере Джона Уэттона. Ещё в конце 1980-го у него был разговор с известным музыкальным менеджером Брайаном Лэйном (Brian Lane), среди клиентов которого были Yes и The Buggles, о желании сформировать новую постоянную группу. Тот представил Джона двум участникам группы Yes Стиву Хоу и Джеффу Даунсу (Steve Howe & Geoff Downes). Эта встреча предопределила рождение новой супергруппы, получившей название Asia. Четвертым в звёздной компании стал известнейший мастер ударной установки Карл Палмер (Carl Palmer - Atomic Rooster, The Crazy World of Arthur Brown, ELP). Интерес любителей прогрессивного рока к предстоящему альбому был огромным. Однако, записанный в июне-ноябре 1981-го и выпущенный в марте 1982 года диск стал для упертых проговых пуристов огромным разочарованием. Группа сделала акцент на доступности и популярности, а не на технической изощренности и виртуозности. Зато альбом, на обложке которого красовался уставившийся в хрустальный шар Левиафан (работа известного художника Роджера Дина), стал настоящим подарком для любителей AOR (Album-oriented rock). Он стал номером 1 в чарте Billboard и в канадском альбомном чарте, кроме того попал в первую 30-ку в Австрии, Нидерландах, Германии, Великобритании, Норвегии, Швеции и Новой Зеландии. Клавишные Джеффа Даунса шли в ногу со временем, были разнообразны и в меру остры. Гитара Стива Хоу звучала мелодично и доступно. Барабанные трели Карла Палмера были может и не слишком сложны, но, как всегда, основательны. Про бас и вокал можно, наверное, и не упоминать. Это был "звездный час" Джона Уэттона. Он участвовал в написании всех песен альбома, среди которых, на мой взгляд, не было проходных.

Ютуб-канал Asia – тема. Сингл с песней Heat Of The Moment достиг 4 места в Billboard Hot 100.

Казалось бы, второй альбом Asia, названный "Alpha", должен был превзойти успех первого. Ибо его создатели практически полностью повторили формулу, приведшую к выдающемуся результату. Тот же продюсер - Майк Стоун (Mike Stone), тот же художник, нарисовавший обложку, - Роджер Дин. Тот же Уэттон, принявший участие в написании всех песен альбома, вновь достаточно коротких, более коммерчески ориентированных, чем песни предыдущих групп участников Asia. В конечном счете "Alpha" выигрывал у дебютника потому, что знаменитая четверка узнала друг друга немного лучше и могла работать более сплоченно.

Но... диск не оправдал ожиданий рекорд-компании, которой вновь стала фирма Geffen. Записанный в феврале-мае и выпущенный в июле 1983-го он нигде не занял первое место в альбомных чартах, хотя и попал в 20-ку в восьми странах ( в т.ч на 6-е место Billboard). Продажи и альбома, и синглов "Don't Cry" и "The Smile Has Left Your Eyes" тоже оказались далеки от ожидаемых.

Ютуб-канал yasu1999takanori1996

У критики альбом получил прохладный прием и отклики типа: "Ничто в "Альфе" не сравнится с чистой звуковой силой дебюта группы". Или даже: "Этот альбом полный и полный вздор от начала до конца и пустая трата хорошего винила, который потратили на его производство."

Подводя итог, скажу так. Все ждали альбом блестящий, а получили просто хороший. А такое мало кому прощается.

Ютуб-канал Asia – тема.

Неудачи как правило приводят к конфликтам. Первым попробовал покинуть команду сам Уэттон. На его место в Asia пришел Грег Лэйк (Greg Lake) и даже записал с группой увековеченный на видеокассете и лазерном диске концертник "Asia in Asia"

Обложка VHS с сайта progarchives.com
Обложка VHS с сайта progarchives.com

Видео выступления на арене Будокан в Токио с Лэйком есть на ютубе. Зрелище любопытное, но сюда помещать его не буду, поскольку там отсутствует главный персонаж моей истории. Впрочем, Лэйк пробыл в Asia недолго. Несмотря на внешнюю похожесть голосов, оказалось, что вокал Лэйка не слишком подходит к материалу группы. Так ли это можете посмотреть сами. В официальных студийных записях Лэйк участия принять не успел. А в 1984 году Уэттон в коллектив вернулся. И возобновился его конфликт с Хоу, который в свою очередь ушел из Asia. Как оказалось до 2006 года...

На этой не слишком оптимистичной ноте сегодня прервемся. Продолжение следует.