Источник: https://tgmsg.ru/JaneReads
Неофит об открывающей трилогии «Ереси Хоруса»
Первая книга, «Возвышение Хоруса», для меня была почти невыносима — долгая сухая интерлюдия, порнография с кинком на огромных мужиков с пушками, которую я выдержала исключительно на зверином энтузиазме и большой любви. Вторая, «Лживые боги», оказалась гораздо интереснее (чуть не сказала «веселее») — во-первых, написана она была гораздо более живым языком, во-вторых, кто не любит хорошие истории падения? Третья, «Галактика в огне», стала действительно стоящей книгой в моей библиотеке. Да что там, я почти всплакнула в конце.
Ну, поехали. Пересказывать сюжет не стану — не люблю это. Потому пройдусь по библейским, блядь, отсылкам и расскажу о своих впечатлениях чуть подробнее.
Знаете, вообще трилогия — это история о том, что было у отца двадцать сынов, и один оказался не то что дурак, но... Есть Император, у него есть примархи, архангелы вокруг ветхозаветного бога, кусочки Осириса. И один из этих архангелов, как мы знаем из Священного предания, возгордился, доигрался и в результате был с неба сброшен. Я о Люцифере, падшем ангеле, утянувшем за собой некоторое количество братьев. Эта аналогия совершенно очевидна в трилогии «Ересь Хоруса». Но есть кое-что забавное, о чем я вспомнила только к концу чтения. Люцифер, утренняя звезда — понятие в христианстве неоднозначное, это не всегда сатана (с позднего Средневековья это, если я не ошибаюсь, разделенные понятия). А вот в Откровении Иоанна Богослова утренняя звезда была эпитетом Иисуса Христа. Поняли, да, какой класс? Сын божий вдруг становится Люцифером в «Ереси Хоруса». Ах, хорошо.
Еще это история о братоубийственной войне. О том, что ради своих убеждений брат пойдет на брата. Это история о кумирах, которых себе творить нельзя — это приводит к гибели целых миров. Это история о том, что смерть — и свою, и чужую, — надо принимать, а не пытаться любыми способами воскресить, за грудки с того света вытащить. Все же мы знаем, что с того света возвращаются совсем не те, кого мы любили.
Это история, в которой органично сплетается Библия, история Осириса и Гора, отсылки к «Хребтам безумия» Лавкрафта, «Звездному десанту», римской империи, Шекспиру... Начавшись пресно, к третьей книге история приобретает размах и ужасающую красоту Апокалипсиса.
В «Галактике в огне» рисуется совершенно дивная картина разрушения миропорядка, столпов, удерживающих небо. Идет мятеж против истины, война культа против веры (а это две большие разницы), меча против музыки, хаоса безумия против гармонии разума. Логично, что в условиях предательства такого масштаба, когда падают, как подкошенные, все убеждения, когда мир трещит по швам, кто-то ударяется в катакомбную религию (есть свои святые, даже со своеобразными стигматами — Эуфратия мне зверски напоминает св. Франциска). Другие же, повторяя как заведенные, что всесильный Император далеко, там, на Терре, не видит своих подданных, своих детей, теряют веру — как многие люди теряют веру, потому что бог где-то там, какое ему вообще дело до нас. В первых двух книгах Хорус восклицает (прям как Иисус): «Или, или, лама савахфани!» — и потом, в общем, умирает, чтобы переродиться в чудовище. В третьей книге на Императора уповают уже другие.
И в этих условиях легионы идут давить иноверцев — почти как легионы римлян давили иудеев. В этих условиях вырастает ересь, которая приводит к Армагеддону, уничтожающему целую планету к чертовой бабушке. Вообще, трилогия — это такой очень краткий пересказ Библии, в котором от падения некоторых ангелов до Откровения Иоанна Богослова прошло всего ничего. «Галактика в огне» — это, конечно, Апокалипсис со своим Красным драконом, со своей Девой, одетой Солнцем, со снятием печатей... Про печати, кстати. Показательно, что в конце книги планету Истваан III приходит добивать именно титан (такой огромный робот) «День гнева», и от него происходит великое землетрясение (автор это упоминает пару раз точно), потом начинается «падение звезд с неба» — финальная орбитальная бомбардировка. Даже если писатель не собирался списать трагедию на Истваане с Апокалипсиса — ну, он это сделал. Культурный код наш никуда не денешь.
Короче. Я не люблю космическую фантастику. Ну не сложилось у меня с ней почему-то. И читая первую книгу, я думала: «Господи боже, ну серьезно? Не зря не сложилось». Но «Лживые боги» и особенно «Галактика в огне» доказали мне в очередной раз, что можно классно написать что угодно — главное знать, как. Рекомендую. Читать дальше буду.