Найти тему
КОЛОКОЛЪ КАТАКОМБЪ

Митр. Анастасий (Грибановский): МП не воспитывает русский народ, а развращает его.

Не только об объединении помыслить не можем мы с Советской Церковью, не можем мы даже приветствовать ее, сказать ей слово «мир»! Преступление — вот имя действиям ее. Не воспитывает она русский народ, а развращает его, вводя лицемерие и ложь. Историческое испытание посетило нас, из которого нет выхода иного, как только путем покаяния. Растленная же власть не позволяет встать на этот путь, внушая гордыню и ведя на путь гибели. И ответственность с этой растленной властью делит Советская Церковь. Подальше от нее! Мы не смешиваем ее с Материю Церковью.

-2

Фото: Седьмое епархиальное собрание Северо-Американской и Канадской епархии 1954 г. В центре: архиеп. Никон (Рклицкий), архиеп. Виталий (Максименко), архиеп. Аверкий (Таушев).

СЛОВО НА VII ЕПАРХИАЛЬНОМ СОБРАНИИ СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКОЙ И КАНАДСКОЙ ЕПАРХИИ

Христос воскресе!

Что представляет собою епархиальное собрание, приветствуемое ныне? То — малая епархиальная церковь, объединяющая епископство, клир, народ. Господу угодно, чтобы вновь собралась она в Соединенных Штатах Сев. Америки, т.е. там, где происходит решительная борьба между силами добра и зла. Мир готов склониться пред коммунизмом. Страх владеет им. Кто подобен этому зверю и кто может с ним сразиться? Америка же мужественно возглавляет борьбу. В ней и мы принимаем посильное участие. Не должна она ослабляться ни на минуту. И поскольку являемся мы участниками этой борьбы, оказываемся мы, силой вещей, обособленными от Церкви в России, той Церкви, которая, приобретя наименование «Советской» Церкви, тем самым не может с нами иметь ничего общего. Пошла она прискорбным путем, способствуя укреплению мирового зла, сознательно служа ему. Так называемая Советская Церковь возглавлена была митрополитом, а затем патриархом Сергием, которого только условно можем мы обозначать этим титулом, так как не может он уже иметь применительно к нему ни исторического ни канонического значения. Вошел в историю афоризм его о радостях и печалях Советской власти, являющихся радостями и печалями Церкви. Но у него был дальновидный ум, в нем заметно было влияние глубокого церковного воспитания. Эти силы сдерживали гибельное движение. Его преемник, так называемый патриарх Алексий, лишен сдерживающих начал. Он превратил Церковь в подлинное орудие Советской власти. Произошло нечто непредставимое: заупокойная служба была совершена им по Иосифе Сталине. Мало того: заставил он и всю свою церковь совершать ее, следом за ним. Самый то мрачный момент во всей истории нашей Церкви. Церковь всегда отлучала безбожников, здесь же совершен был бессмысленный и кощунственный акт. Нельзя молиться за человека, отрицающего бытие Божие. Оскорбление то велений Божиих. И этот акт нельзя устранить. Но в том же направлении идет и все дальнейшее. Советская Церковь продолжает славословить Советскую власть и услужать ей. Один из посланцев Советской Церкви прибыл и сюда, чтобы вести пропаганду. К чему зовет он? Н объединению с «материю церковью».

... Митрополит Анастасий сообщает Собранию, как пытался войти с ним в связь архиеп. Гермоген, прося разрешения прислать ему посланца, Получив отказ, он все же прислал по почте письмо, в котором сообщает об уполномочии его Патриархом Алексием войти с ним в сношение, как с главой Зарубежной Церкви, на предмет объединения. До сих пор неблагоприятны были обстоятельства для сношений, теперь они изменились, и можно установить место и время встречи. Того требуют интересы Церкви ...

Вы видите, - обращается Владыка Митрополит к Собранию, - как здесь все построено на лжи. Разделяет нас не пространство и даже не железный занавес. Разделяет нас духовная бездна. Углубляется она. Напрасно говорят нам, будто возглавляется эта Церковь Патриархом, якобы избранным единогласно. Знаем мы цену подобного единогласия. Напрасно говорят нам, что избрание одобрено представителями восточных Церквей. Пусть были некоторые их представители, пусть некоторые открыто и сейчас признают Московского Патриарха. Величайшую неправду тем чинят они, за нее дадут и ответ. Напрасно говорит архиеп. Гермоген, будто Церковь в России свободна. Знаем мы цену таких утверждений. Напрасно подкупают нас такими сообщениями, что Московская область обладает сейчас 240 церквами. Раньше одна Москва имела их 600, а население Москвы увеличилось чуть ли не пять раз с той поры. Открыта Троицкая Лавра? А какой ценою то совершено? Открыта она не только для паломников, но открыта была и для нечестивого собрания, каким надо признать конференцию мира, возглавленную Патриархом и протекавшую не под сенью преп. Сергия, а под портретом Сталина. По истине то была мерзость на месте святе, и можно быть уверенным, что, при всем своем смирении, разогнал бы подобное сборище преп. Сергий, как Спаситель изгонял торжников из храма.

Не только об объединении помыслить не можем мы с Советской Церковью, не можем мы даже приветствовать ее, сказать ей слово «мир»!

Преступление — вот имя действиям ее. Не воспитывает она русский народ, а развращает его, вводя лицемерие и ложь. Историческое испытание посетило нас, из которого нет выхода иного, как только путем покаяния. Растленная же власть не позволяет встать на этот путь, внушая гордыню и ведя на путь гибели. И ответственность с этой растленной властью делит Советская Церковь.

Подальше от нее! Мы не смешиваем ее с Материю Церковью. Патриарший посол имел дерзость сказать о нас, что мы блудные сыны. Не мы, а он — блудный сын. Напротив того, если мы находимся на чужбине, то мы пришли сюда именно для того, чтобы сохранить отчее достояние неповрежденным и в свое время возвратить его в Отчий Дом. Это — наша священная миссия. Никто не исполняет этого святого назначения с такой ревностью, как Северо-Американская епархия во главе с архиеп. Виталием.

Останемся же верными этому святому призванию. Будем отражать все, что препятствует его выполнению, и будем созидать, следуя заветам истинной Православной Церкви, Матери нашей. Пастыри разделяют ревность архиеп. Виталия. Многие отягчены уже годами. Оканчивают они свое земное поприще. Но, как свидетельствовало и сегодняшнее евангельское чтение, одни сеют, другие же входят в их труд, вместе же будут радоваться. Не вотще трудимся мы...

Митрополит Анастасий (Грибановский)

Источник: Православная Русь. №10, 1954. Стр. 5-6.