Зрители старшего поколения наверняка помнят, как в советское время перед показом фильма в кинотеатре демонстрировались документальные киножурналы, носившие информационный или сатирический характер. Как правило, они были в значительной степени идеологизированными и снимались “на злобу дня”, и оттого их художественное исполнение нередко отходило на второй план. Однако недооценивать советскую документалистику не стоит – в разные годы в СССР также создавались по-настоящему уникальные и новаторские как по форме, так и по содержанию документальные фильмы, самые яркие из которых мы представляем в нашей сегодняшней подборке.
1. “Кино-глаз” (1924 г., реж. Д. Вертов)
В 1924 году неутомимый экспериментатор Дзига Вертов заявил, что снимет первую в мире картину без актеров, художников, костюмов, грима и декораций. В заявке для Госкино действующие лица были перечислены под заголовком “вместо актеров”, а съемочные локации – “вместо ателье”. Не менее причудливо Вертов и его киногруппа назвали себя – вместо привычного “кинематографисты” они сделались “киноками”, а сам режиссер значился “киноразведчиком” (так он даже указал себя в титрах). Фильм “Кино-глаз” стал масштабным экспериментом Вертова по созданию нового киноязыка, с помощью которого кинематограф “вгрызался” в реальную жизнь без какой бы то ни было искусственности (не случайно второе название картины звучало как “Жизнь врасплох”), а монтаж основывался на принципах ассоциативности и ритмического единообразия. На экране кадры народных гуляний в деревне, работа одного из первых в стране пионерских лагерей, выступление уличного иллюзиониста сливаются в единую симфонию и свободно перетекают друг в друга, а логические границы между эпизодами стираются. Надо сказать, что, хотя экспериментальная эстетика Вертова в кино не прижилась, снятые им кадры интересны сегодня как с эстетической, так и с исторической точки зрения, а дерзкое новаторство его ленты по-прежнему впечатляет.
2. “Анна: от 6 до 18” (1980 – 1993 гг., реж. Н. Михалков)
Документальная лента Никиты Михалкова “Анна: от 6 до 18” не имеет аналогов в отечественном кино и является по-настоящему уникальным экспериментом – картина снималась втайне от советского кинематографического начальства на протяжении 13 лет. Дело в том, что во времена СССР кинопроизводство было монополией государства, и любые связанные с ним аспекты жестко контролировались, однако, начиная с 1980 года, Михалков ежегодно экономил пленку и тайно снимал небольшие интервью со своей дочерью Анной, задавая ей один и тот же перечень вопросов. Эксперимент продолжался 13 лет, благодаря чему стало возможным проследить эволюцию мировоззрения девочки от детского до взрослого, а ее монологи монтировались с кинохроникой ключевых событий в истории страны за этот период – смерти генсеков Брежнева, Андропова и Черненко, катастрофы в Чернобыле, войны в Афганистане, перестройки и распада СССР. По понятным причинам, выход картины стал возможным лишь в постсоветский период, и в 1993 году “Анна…” была представлена публике. Надо сказать, что, помимо собственно кинематографического новаторства, картина Михалкова стала подробнейшим свидетельством эпохи позднего СССР и исследованием самосознания советского человека, что сегодня представляет значительный исторический интерес.
3. “Спорт, спорт, спорт” (1970 г., реж. Э. Климов)
Фильмография Элема Климова поражает удивительным жанровым разнообразием – с одинаковым талантом и профессионализмом режиссер снимал и комедии (“Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен”, “Похождения зубного врача”), и тяжелые драмы (“Прощание”, “Агония”), и даже документалистику. В его экспериментальной ленте “Спорт, спорт, спорт” сочетаются документальные кадры, кинохроника, постановочные эпизоды и интервью как с известными людьми (Беллой Ахмадулиной, Вадимом Синявским и другими), так и с простыми прохожими. Основой сюжета служат байки старого массажиста дяди Володи, которые тот рассказывает молодым спортсменам и которые тут же предстают на экране в виде пантомимы, игровых эпизодов и анимационных вставок. Интересно, что роль дяди Володи исполнил “король эпизода” Георгий Светлани, чья жизнь и без всяких баек напоминает настоящий приключенческий роман – мальчишкой он служил юнгой на яхте императора Николая II и даже дружил с цесаревичем Алексеем. “Спорт, спорт, спорт” стал одной из последних экспериментальных картин, снятых “по следам” оттепели, – с начала 1970-х в отечественном кино стала формироваться другая, более консервативная эстетика. Кстати, в начале нулевых Климов собирался вернуться к спортивной тематике – в последние годы жизни он готовил 12-серийный фильм “Спорт и кино”, который планировал сделать в том же стиле, что и “Спорт, спорт, спорт”.
4. “Великая Отечественная” (“Неизвестная война”, 1978 г., реж. Р. Кармен и др.)
Документальная эпопея “Великая Отечественная” (также известная под “западным” названием “Неизвестная война”) стала, пожалуй, одним из самых продолжительных хроникальных фильмов в истории – ее хронометраж составляет более 17 часов. Над этой гигантской 20-серийной картиной трудилась группа из 12 режиссеров, отсмотревших более 30 тысяч километров военной кинохроники. Во главе режиссерской группы стоял виднейший советский документалист Роман Кармен, в свое время принимавший участие в войне в качестве фронтового хроникера и оттого не понаслышке знавший эту тему. На экране черно-белая фронтовая кинохроника перемежается цветными съемками восстановленных советских городов и интервью с Героями Советского Союза – Иваном Кожедубом, Мелитоном Кантария, Алексеем Маресьевым и другими, – а за кадром звучит подробный авторский комментарий (в русской версии – в исполнении Василия Ланового, в американской – Берта Ланкастера). “Великая Отечественная” создавалась по советско-американскому договору и была рассчитана преимущественно на западного зрителя, для которого события на Восточном фронте были по-настоящему “неизвестной войной”. Надо сказать, что кинематографисты по обе стороны Атлантики блестяще справились с поставленной задачей – в США ленту посмотрело около 145 млн человек, а на родине “Великая Отечественная” стала одним из самых полных и подробных осмыслений военной эпохи в кино.
5. Трилогия “День нового мира” – “День войны” – “День победившей страны” (1940 – 1948 гг., реж. Р. Кармен, М. Слуцкий, И. Копалин, И. Сеткина)
Как правило, съемочный период полнометражного фильма занимает от нескольких месяцев до года, однако в 1940 году отечественным кинематографистам удалось снять полноценный фильм всего за полтора часа – речь о документальной картине “День нового мира”. 24 августа 1940 года 97 операторов-хроникеров одновременно снимали события в разных точках страны – от восхода солнца над Тихим океаном и печати свежего номера “Правды” до балетных репетиций Галины Улановой и выступления джазового оркестра Эдди Рознера в Москве. Съемки продолжались полтора часа, а из всего многообразия кадров и эпизодов в результате был смонтирован хроникальный фильм, вместивший в себя жизнь всей страны на протяжении одного дня. Впоследствии подобный эксперимент был повторен еще дважды – в 1942 году (“День войны”) и в 1948 году (“День победившей страны”). Съемками первых двух серий руководили уже упомянутый ранее Роман Кармен и Михаил Слуцкий, а в процессе подготовки третьего фильма к работе подключился первый в истории страны лауреат “Оскара” Илья Копалин (получивший его в 1943 году за документальную ленту “Разгром немецких войск под Москвой”). Словом, трилогия “День нового мира” – “День войны” – “День победившей страны” представляет собой поистине уникальный кинематографический эксперимент, запечатлевший множество реалий и событий 1940-х годов и ставший, помимо всего прочего, ценным историческим документом.
Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!
Читайте другие наши статьи об отечественном кино: