Найти в Дзене
Русские забавы

Русские вакханки

Сегодня я хочу рассказать про таинственный и мистический обряд, известный ещё у древних греков и римлян и встречавшийся в русской деревне на рубеже 19-го и 20-го веков.

Обычай опахивания являлся своего рода священнодействием, в котором имели право принимать участие только женщины. Опахивание было призвано защищать деревню от пожаров, засухи или града, а её жителей от моровой болезни и нечистой силы. К этому ритуалу прибегали, когда селению угрожал занесение чумы на скот или тифа на людей.

Обряд проходил так. Наиболее верующие и праведные старухи выбирали подходящую полночь и оповещали всё остальное женское население деревни шепотом, чтобы не знали и не слыхали мужчины. Всего для данного действия нужно было собрать по меньшей мере девять девок и три вдовы.

-2

Дождавшись наступления глубокой ночи, женщины тайком выбирались за околицу и, выйдя в поле, снимали с себя одежду до рубахи, иные повязывали голову белыми платками, девицы же распускали косы. На одну вдову надевали хомут и впрягали её в соху. Другая вдова бралась за рукоятку, и обе они начинали разрывать и бороздить землю, намечая подъем и выход земляной силы, которая должна была устрашить саму смерть. При этом иногда в получившуюся борозду сеяли песок и приговаривали: "Когда наш песок взойдет, тогда к нам смерть придет".

-3

А в это же время все остальные участницы процессии шли за сохой с кольями и палками, сковородами, заслонками и чугунами. Девять девиц несли девять кос, в которые они и звонили почти беспрерывно. Звонили, кричали и пели с неистовым рвением, которое прямо указывало на их главную цель - запугать и прогнать смерть. Ей и грозили в обрядовых песнях и причитаниях: "Смерть, выйди вон, выйди с нашего села, изо всякого двора! Мы идем, девять девок, три вдовы. Мы огнем тебя сожжем, кочергою загребем, помелом заметем, чтобы ты, смерть, не ходила, людей не морила. Устрашись - досмотри: где же это видно, что девушки косят, а вдовушки пашут?"

-4

В некоторых деревнях к этому в общем-то языческому обычаю примешивались некоторые церковные элементы. Впереди шествия шли девушки и несли образа Богоматери, св. Власия или других святых, а сопровождающие пели: "Да воскреснет Бог" и клали в борозду церковный ладан.

-5

Обойдя околицу, вся эта женская ватага врывалась на улицу настолько взволнованная, что ничего вокруг себя не замечала. Всё, что ненароком обращало на себя общее внимание, как, например, выскочившая из-под подворотни собака, - все воспринималось за несомненного оборотня, в которого обернулась эта самая злодейка "скотья смерть". С гамом и ревом кидалась вся процессия на эту несчастную собаку и забивала её насмерть.

Фотография из открытого источника
Фотография из открытого источника

Разбуженные мужики осторожно выглядывали из окошка, и тут же прятались за косяк, чтобы не приметили бабы: потому что последние даже не задумались бы напасть на встречного мужчину, признавая и в нем настоящего оборотня.

Знаменитый русский этнограф С.В. Максимов в своей книге «Неведомая сила» описывает один такой случай, произошедший в самом конце 19-го века:

«В деревне Юшиной (Орловского уезда и губернии) задумали бабы опахиваться. Узнали про это парни из соседней деревни и решили пошутить: с вечера забрались в соседние ракиты и в них притаились. Но когда процессия подошла к тому месту, шутники заревели медвежьими голосами. Однако женщины не испугались, они сбились в одну кучу и все, как одна, начали швырять в засевших парней камнями, палками. Видя же, что это не берет, они натаскали затем к дереву, на котором засели ребята, охапки соломы и подожгли. Шутники, как майские жуки, свалились на землю и начали сказываться своими именами, но женщины не только не поверили им, но пришли уже в полное остервенение. С теми же криками: "Бейте коровью смерть", - они продолжали бросать грязь и каменья, пока не устали и пока шалуны-парни не были избиты в кровь

Этот же обряд только в ещё более экстравагантной форме отражён на картине одного из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века Г.Г. Мясоедова.

Г.Г. Мясоедов - "Опахивание"
Г.Г. Мясоедов - "Опахивание"

Лично мне это напомнило греческих вакханок, спутниц бога Диониса, которые в состоянии религиозного экстаза разрывали попавшихся им навстречу животных голыми руками.

Джон Кольер - "Вакханки"
Джон Кольер - "Вакханки"

А какие интересные обряды знаете вы? Пишите в комментарии, а так же подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!