Успех IKEA на розничном рынке по продаже мебели и товаров для дома не имеет равных. Мебель шведского гиганта с равным энтузиазмом скупают в США, Японии и России, несмотря на высокий по отношению к средним зарплатам в стране ценник. В 2019 года IKEA даже вышла на рынок Индии, мгновенно приобретя миллионы поклонников в стране.
И, хотя IKEA и сталкивается с определенной порцией критики со стороны разочарованных покупателей, большинство признает, что альтернативы производителю «Скавгрэса», «Поэнга» и «Кнаппсэва» просто не существует. По качеству предлагаемой продукции IKEA на голову опережает демократичные бренды, а премиальных производителей, напротив, здорово бьет ценой. Так и получается, что в 40 странах шведский гигант имеет около 320 магазинов с годовым оборотом более 60 млрд долларов.
Попробуем разобраться, если ли здоровая альтернатива IKEA в России?
Hoff
Эта история началась еще в 2009 году, когда у России открылся первый гипермаркет европейской сети Kika, входящей в пятерку крупнейших продавцов мебели в мире. За несколько лет было открыто 5 магазинов в Москве и регионах, а потом владелец франшизы принял решение работать самостоятельно. Так появился бренд Hoff. Сегодня это один из самых популярных и недорогих мебельных ритейлеров в стране - 27 магазинов, от полноформатных гипермаркетов до мини-студий и интернет-магазин с удобной доставкой по всей стране. Во многом Hoff оказывается дешевле вех конкурентов: журнальный стол здесь можно купить от 999 рублей, кухонный гарнитур - от 10-15 тысяч рублей. Плюс, постоянно проводятся большие распродажи.
Leroy Merlin
Вообще Leroy Merlin начинал как классический DIY-гипермаркет. Придя в Россию, он быстро приучил покупателей отказаться от строительных рынков и заставил закрыться сотни специализированных магазинов по всей стране. Со временем, модель изменилась, и сегодня «Леруа Мерлен» делает ставку на домашний уют, продавая все больше мебели, товаров для дома и интерьера и предметов декора. В некоторых случаях это прямой конкурент IKEA, тем более что цены на товары в коллекциях ритейлера существенно ниже и идут по нижней границе на рынке. Например, кухню можно заказать за 20-40 тысяч рублей, а большой шкаф - всего за 4-5 тысяч рублей.
Твой Дом
Гипермаркеты российской сети «Твой дом» - магазины с историей, появившиеся в Москве еще в 1998 году. Сеть успешно сочетает формат DIY и «все для дома» и остается по-настоящему «народным» брендов за счет качественно подобранного предложения - от эконом до премиума. Сегодня в сети 6 гипермаркетов - 5 в Москве и один в Воронеже. Основное преимущество формата - огромное разнообразие товарных групп, главными из которых являются мебель для дома и сада, техника, хозтовары и инструменты - всего более 300 тысяч товаров.
Шатура, Столплит и компания?
С момента прихода IKEA на российский рынок в начале 2000-х годов многое изменилось. Но отдельные российские бренды по-прежнему пользуются хорошим спросом, особенно в экономичном сегменте. Те, кому продукция шведского бренда кажется однообразной или скучной, выбирают мебель в салонах «Шатура», «Столплит» или «Дятьково». Но в целом российские бренды проигрывают в функциональности и дизайне. А мебель IKEA служит дольше. Для сравнения, гарантия на кухонные гарнитуры составляет 25 лет против 3-5 у большинства российских производителей. Их основной минус - не актуальная сегодня модель работы, когда почти мебель в магазине не в наличии, а под заказ, со сроком изготовления не менее 2-4 недель.
Кто на новенького?
Буквально на прошлой неделе стало известно, что в Россию придет прямой конкурент IKEA - датская сеть магазинов Jysk. Они специализируются на мебели и предметах интерьера, но работают в меньшем формате - около 1500 кв.м. Уже в апреле откроются первые два магазина Jysk в Москве, а всего компания может открыть до 200 торговых точек в стране. В целом продукция бренда достаточно дорогая, но они практикуют постоянные скидки и распродажи, что позволяет делать выгодные покупки каждый день. О серьезности нового игрока на рынке говорят его достижения в мире - сегодня под брендом Jysk работает 2400 магазинов с расположением в 48 странах мира. Сможет ли он навязать конкуренцию IKEA в России? Это навряд ли. Но с его приходом на одну здоровую альтернативу точно станет больше.
Что касается самой ИКЕА, то у компании дела в России идут хорошо: только в 2019 году продажи выросли еще на 17%. В ближайших планах шведского гиганта стоит открытие новых магазинов в городском формате, расширение возможностей интернет-магазина и даже начало строительства нового огромного мебельного центра в Санкт-Петербурге.