Мы связались с Алексеем Гравицким — сценаристом и писателем — и обсудили многое: документальные и исторические сериалы, поведение режиссёров и начало творческого пути.
Алексей Гравицкий — автор рассказов, романов и сценариев. По образованию - психолог. Начал писать с рассказов, потом взялся за романы и сценарии к фильмам и сериалам.
1. Один из ваших первых сценариев был для сериала «Рублёвка Live». Почему согласились участвовать? Чем вас привлекла тема?
Для сериала «Рублёвка Live» я написал пять историй в восьми сериях, и это был мой первый сценарный опыт, до того сценарии я писал только для флеш-мультяшек и рекламы, но это не в счет. Почему согласился? Хотя бы потому, что глупо отказываться от возможности. А когда у тебя нет профильного образования, нет нужных знакомств, нет фильмографии, любое предложение — это возможность. Так что привлекал меня в первую очередь новый опыт. Ну и свой интерес в историях, с которыми работал, я, конечно, тоже находил. Без интереса нельзя. Если автор не увлечен тем, что он пишет, это не увлечет и зрителей с читателями.
2. Какие сложности возникали при работе над сценариями для исторических сериалов?
Постер «Великой»
Сложности в работе над каждым проектом свои, и с жанром они связаны очень опосредованно. В работе над «Великой» — сериалом про Екатерину II — сложность была в том, что бы интересно рассказать историю, которую в общих чертах знают все. При этом не наврать, чтобы не вызвать раздражения у тех, кто знает историю хорошо и не плодить невежество среди тех, кто знает ее плохо. В сериале «Говорит Москва» про диктора Левитана сложность возникла в другом. Здесь важно было драматургически ярко показать судьбу человека с весьма спокойной, если не сказать скучной, реальной биографией, не привнося в нее новых фактов. В итоге получилась история, в которой были и судьба человека, и судьба профессии, и срез целой эпохи. Я очень доволен этим сценарием и очень жаль, что работу над фильмом заморозили. Совсем иные трудности возникали при работе над сериалом «Русский раб», съемки которого сейчас заканчиваются. Это другой фильм, здесь из исторического - только антураж, внутри которого крутится придуманная история придуманного героя, оттого и трудности другие.
А горы исторического материала переворачивать приходилось в любом проекте, но это как раз не сложность, а приятная и весьма интересная часть работы.
3. Привлекает ли вас научная работа?
Нет. Когда-то очень давно я работал директором учебного центра и там же читал лекции по психологии. Человек, вкладывавший в этот центр деньги, намекнул, что директору неплохо бы иметь ученую степень. Намек был жирным, я пошел в аспирантуру по своему направлению, как психолог. Мне предложили пачку тем на выбор, среди прочего были «проблемы компьютерной зависимости». У меня глаза загорелись — хочу писать кандидатскую на эту тему! А на меня смотрят, крутят пальцем у виска: «Дурак что ли? У нас в стране этим никто не занимался. Нафига тебе это надо? Ты сюда защищаться пришел? Вот и защищайся. Лекции читаешь, у тебя программа своя? Своя. Оформи ее как практику, подгони под нее теорию и иди себе, живи кандидатом наук». И без особого воодушевления я сел писать диссертацию по собственному курсу лекций. Через некоторое время мне надоела работа в офисе, я решил заниматься только творчеством и уволился. Намеки на необходимость ученой степени мне отвешивать стало некому, и диссертация тоже была заброшена. Я ее почти дописал, но так и не защитил. И это не единственный случай в моей жизни, когда научная работа оборачивалась какой-то неприятной и корявой стороной. Не скажу, что так существует весь научный мир, может быть, просто мне не повезло, но желание лезть в науку с такими подходами у меня отбили напрочь.
4. Какие у вас впечатления от сотрудничества с Сариком Андреасяном?
Кадр из фильма «Землетрясение»
Исключительно положительные. Сарик всегда знает, чего хочет от проекта. Он спокоен и деликатен на площадке, в отличие от многих своих коллег не катает истерики и с уважением относится к другим профессиям, а ведь кино — это симбиоз десятков профессий. Он не давит авторитетом, не пытается лезть в чужую работу и самоутверждаться за чужой счет. Наконец, он читает сценарий, считывает то, что между строк, а если вдруг чего-то не считал, скорее уточнит и попытается понять. Большинство режиссеров, чтоб вы понимали, между строк не читают вовсе и вообще паршиво умеют читать, зато имеют непомерное эго, включают самодура и без стеснения лезут в сценарий, переписывая все под себя, либо пытаясь превратить сценариста в секретаршу, которая перепишет. У Сарика всего этого нет. Он вежливый, воспитанный человек и крепкий профессионал. Он умеет снимать кино, и умеет это делать в разных жанрах. Это если говорить о реальном человеке. Ну а тот образ Сарика, который тиражируют СМИ и диванные критики в интернете, вы и без меня знаете. И если говорить об этом, то тут скорее прозвучит мое мнение о диванных критиках и СМИ, а оно не очень приятное для последних.
5. Сериал «Великая» по вашему сценарию вышел одновременно с сериалом «Екатерина». Планировали ли вы продолжать историю? Как по-вашему, почему продолжение не состоялось, в то время как «Екатерина» имеет 3 сезона?
Сериал «Великая» — коллективное творчество. Мы его писали вместе я, Сережа Юдаков, Сережа Волков и Марат Хисяметдинов. Так что неверно называть этот сценарий моим. Подписываясь на этот проект, мы знать не знали о том, что параллельно готовится созвучный проект для второго канала. Изначально мы разложили историю жизни Екатерины Великой на три сезона. Так что продолжение планировалось, и не одно. Более того: второй сезон полностью написан и принят каналом, так что не торопитесь хоронить проект, продолжение вполне возможно. Просто проекты типа «Великой» весьма затратны в производстве и не случаются по щелчку пальцев.
6. Как относитесь к отзывам? У некоторых сериалов по вашим сценариям, например, у «Схватки» и «Захвата» на Кинопоиске рейтинг не очень высокий: 6 и 5 баллов. Как по-вашему, с чем это связано?
Постер сериала «Захват» (2014)
А у «Рублевки» оценка вообще ниже плинтуса. И что?
К отзывам я отношусь спокойно. Это когда у меня первая книжка вышла, я ловил каждый комментарий и гордился или страдал от того, что пишут о моих текстах. С тех пор прошло больше пятнадцати лет, за это время у меня вышло около двух десятков книжек суммарным тиражом под 400 000 экземпляров и около двух десятков киношек, которые посмотрело значительно большее количество людей. Поверьте, я видел всякие оценки и отзывы. И на любой текст и любой фильм они разные, потому что люди разные и вкусы у людей разные. Тебе могут написать, что ты гений, что твоя книга — шедевр и перевернула человеку мировосприятие, а на другой день другой читатель пришлет гневное послание, что эта же самая книга — унылое дерьмо, а автор должен быть проклят вместе со всеми родственниками за то, что на него двести рублей потратили. Чем больше ты пишешь, чем шире расходятся твои книги и фильмы, тем больше вал отзывов. И если переживать из-за каждого, проще сразу пойти веревку намылить. Я работаю не первый год, я прекрасно знаю, что я пишу и как. Я очень хорошо знаю свои сильные и слабые стороны и трезво смотрю на себя и свое творчество. Я могу раскритиковать любой свой проект, потому что каждый из них неидеален. Но ровно так же я могу раскритиковать любой чужой проект. Критиковать вообще проще всего, а еще проще поливать помоями, нацепив саркастическую масочку. Если для критики нужен ум и насмотренность-начитанность, то для того, чтобы поливать помоями, не нужно ничего — ни мозгов, ни таланта.
Если о конкретике, то низкая оценка «Схватки» связана с тем, что от сценария фильма в 16 серий было снято первые четыре, в надежде, что сериал ярко бомбанет и будет продолжение. Но не случилось. Продюсер считает, что это его ошибка. Я, спустя время, могу честно признать, что в этом есть и доля авторской вины. Надо было полностью переписывать эти четыре серии, делая их полноценным мини-сериалом с закрытой историей и минимумом сюжетных хвостов, а не радоваться, что снимут как есть. Ну а, скажем, та же «Рублевка» имеет низкий рейтинг на основании нескольких сотен голосов от людей, которые в принципе не должны были смотреть этот сериал, потому что он не для них. А люди, которые такое смотрят, не пишут в интернете.
Кстати, это большая проблема определенного зрительского круга. Людям, которым нравятся фильмы Быкова, не стоит смотреть «Бабушку легкого поведения». Объясняю на пальцах: если ты приходишь в ресторан, заказываешь устриц, а потом устраиваешь истерику, что устрицы говно, потому что ты их не любишь, это не устрицы — говно, это тебе надо к доктору головушку подлечить. Если тебе в трейлере показывают комедию с переодеванием с Реввой в главной роли и шутками ниже пояса, а ты плюешься от комедий с переодеваниями, от шуток ниже пояса и от Реввы, тебе просто не надо это смотреть. И мне не понятны претензии к пошлым комедиям от сибаритов, поклоняющихся Ларсу фон Триеру. Не твое — не смотри. Тебя же предупредили, что это. Зачем ты на это идешь? Чтоб потом в сети на дерьмо изойти? Ну, вперед. Так поступают дураки и мазохисты.
7. Чем отличается работа над сценариями документальных фильмов от работы над сценариями игрового кино?
Всем: от подхода до отношения. В документальном кино нет места фантазии и придумкам. Ты выступаешь здесь скорее как летописец. Берешь яркие, драматургически значимые моменты и складываешь из них пазл. Это если о подходе. А если говорить об отношении, то в документальном фильме сценарист всегда на первом месте. К нему относятся с уважением, в титрах он стоит первым, значится как автор фильма. Автор фильма — не продюсер, не режиссер, а сценарист! В документальном кино понимают, что снять плохой фильм по хорошему сценарию можно, а снять хороший фильм по плохому сценарию — нельзя. Отсюда и уважение. В игровом кино совсем другие расстановки. И автор, как и авторский труд, там чаще всего от уважения очень далек.
8. Если бы вы могли снять сериал исключительно по вашим предпочтениям, то о чём бы он был? В каком сеттинге бы происходил?
У меня в столе с десяток задумок, расписанных на синопсис, которые я готов достать и пустить в работу хоть сейчас. И они очень разные и по теме, и по жанру, и по антуражу. Мне интересно то, что интересно. А интересно многое.
9. Как полагаете, будут ли фильмы или сериалы по мотивам книг серии S.T.A.L.K.E.R.? Как бы вы к такому отнеслись?
Будут или нет — представления не имею. Они в свое время могли бы быть, если бы не жадность людей, которые обладают правами на бренд. Собственно и книжная серия сдохла из-за жадности. На текущий момент могу сказать честно: я сомневаюсь в появлении таких фильмов, как и в появлении новой книжной серии. Это если говорить о большом профессиональном уровне. Что до любительских начинаний и полупрофессиональных попыток, то они возникают постоянно. Как я к этому отношусь? С уважением. Я вообще за любое качественное и интересное кино и за любую качественную интересную литературу.
10. У вас довольно много рассказов. Чем привлекла такая форма творчества?
Честно? Я учился писать. Когда учишься, правильнее работать в малой форме. Быстрее видишь ошибки, быстрее можешь их исправить, быстрее оттачиваешь навыки. Ну и когда торопишься что-то сказать, лучше говорить быстро и кратко. Вообще я очень люблю работу и в рассказе, и в миниатюре. В короткой форме есть своя невероятная прелесть. Вот в кино с короткой формой практически не работал, осваиваю ее прямо сейчас. Век живи — век учись.
Пожалуй, хорошо закончить на этом. Это был Алексей Гравицкий, придумавший Мунлайта, показавший землетрясение в Армении, рассказывающий разные истории: про «Рублёвку» и Екатерину II, про бандитов и рабов.