Всем бывающем в Стамбуле туристам помимо прочих достопримечательностей обязательно рекомендуют посетить и Принцевы острова в Мраморном море (совсем недалеко от города). Что же это такое и с чем их едят?
Откроем БСЭ.
Принцевы острова, Кызыладалар (Kiziladalar), архипелаг в северо-восточной части Мраморного моря. Принадлежит Турции. 9 мелких гористых островов общей площадью 10,8 кв. км. Средиземноморский субтропический климат, вечнозелёная растительность, сады, виноградники, дачи. Приморские климатические курорты.
БСЭ. — 1969—1978
Карта.
Можно посмотреть на них и на картах советского Генштаба, например.
Если изучить более подробные источники, то можно выяснить и названия островов: Буюкада, Хейбелиада, Бургазада, Кыналыада, Кашыкадасы, Седефадасы, Яссыада, Сивриада, Тавшанадасы.
Википедия уверяет, что попасть рейсовым транспортом можно на 4 первых острова из вышеприведенного списка. Не знаю, так ли это. Нам, после недолгих поисков удалось обнаружить рейсы от пристани Кабаташ в городе до Хейбелиады и Бююкады.
То есть пароход плывет час до первой остановки на Хайбелиаде (желающие выходят)...
... а потом еще 15 минут до Буюкады (конечная, просьба освободить судно). Что-то еще ходит на острова от Кадыкоя, но тут я подробностей не знаю. Вот Буюкада с воды.
Перевозка стоит копейки, в смысле куруши (5 лир = 2,5 долара = 1,75 евро), поскольку сами острова считаются районом Стамбула. Суда ходят очень разные по вместимости и комфорту, минимум трех различных компаний.
Туристам посещать советуют именно самый большой остров — Буюкада.
Город Контрастов.
Курс на пиратский остров! Детские коляски плывут на носу, и голубая — наша.
Пристань очень симпатична.
Итак, вы приплыли и сошли с пристани. Что делать? Самое главное — продраться вверх от красивого и, видимо, исторического причального павильона через рестораны, сувениры и прочих торговцев.
Поднявшись чуть-чуть наверх вы вырулите на главную прогулочную дорогу. Она идет вокруг острова и с нее сложно куда-нибудь свернуть. Крайне советую раздобыть схематичную, но полезную карту. Ее везде бесплатно дают.
Из путеводителя в путеводитель кочует мухоморный бред о том, что на островах совсем нет автомобилей. Конечно, это не так. И чрезвычайные (полиция, пожарные, скорая помощь), и коммунальные (мусорщики) службы нормально перемещаются на машинах (даже на больших или грузовых). Есть и другие исключения.
Полиция, например.
Но, в основном, действительно — повозки на конной тяге, велосипеды, электровелосипеды, мотороллеры.
Уличный траффик в жилых районах поэтому выглядит примерно вот так.
И в Стамбуле на улицах можно увидеть мандарины, но здесь цветет вообще все.
То, что это просто отдаленный район «Второго Рима» видно и по кошкам. Их здесь много (это невыразительное затертое слово, дает мало представления о том, СКОЛЬКО там кошек).
Эстетский кадр — «Кот и еще кошка на заднем плане».
Социальная реклама «Поите животных!». Ее и в Стамбуле полно.
Если вы немощный инвалид, то вам конечно надо эти жалкие пять квадратных километров объехать на повозке. Абсолютно не интересно, пресно, скоротечно и так же увлекательно, как путешествовать на трамвае, который следует по вечному, несменяемому маршруту.
Повозка №165 принимает пассажиров.
Во всех лавочках напрокат даются велосипеды и вот это уже гораздо лучше. Только вы не переоценивайте тренированность собственных ног - это горные острова с соответствующими уклонами.
Нам с детской коляской не подходил ни один из вариантов, поэтому мы выступили пешком, чего и вам рекомендуем. Расстояния для пешеходов плевые. Если вы видели вблизи Красноярские столбы, например.
У нас Адмиралы (бабочки в смысле такие) тоже встречаются, но редко.
Сам остров похож на восьмерку, и дороги, соответственно, идут почти так же. Можно выбрать большой круг, а можно пройтись только по нижнему нолику.
Сначала ты проходишь сквозь городок (городом назвать это курортное благолепие язык не поворачивается), и потом гуляешь по как бы дикому лесу. А скорее по парку.
Что хорошо: тишина, морской воздух, ровная асфальтовая дорога, виды.
Что плохо: навоз, бесконечные повозки, грязноватость, людность у посадочных пассажирских терминалов.
Траффик повозок на главной дороге — высокий.
Но после забитого туристами и автомобилями Стамбула — здесь действительно очень приятно. Если вы неврастеник с расстроенными нервами вам обязательно надо сюда на недельку.
Вот там неврастеники живут.
Так как исторически на островах селились не турки, а греки, армяне и евреи, то и на высшей точке острова стоит греческий монастырь Святого Георгия. Желающие могут подняться — наверху их ждет отличная смотровая площадка и архитектурно зауряднейший набор построек. К тому же, где вера — там и запреты (на одежду, на съемки и прочее).
Мы туда не дошли, а вот церковку с крестом по дороге — увидели.
Место пересечения внутриостровных дорог — площадь Луна-Парк. Кафе, магазины, туалеты, сувениры и колоссальная по размеру стоянка рейсовых повозок.
Сюда ведут все дороги и здесь оказывается любой турист (как и на причале).
На горизонте острова Сивриада (справа) и Ясыада (слева).
Помимо монастыря Святого Георгия есть еще монастырь Святого Николая (внешне более похожий на ферму с кладбищем) и удивительный образец деревянной разрухи — так называемый Греческий приют. Гигантское деревянное здание стоит и разрушается между прочим с 1964 года.
А мечеть вроде бы тут только одна — Хамидие (1892-1893 гг.). Для средней Турции картина фантастическая и малореальная.
О городской курортной застройке говорить можно долго и в самых восторженных тонах. Это не виллы, это настоящие дворцы.
Уж не знаю сколько стоит недвижимость там, но проживать там хорошо, хотя и скучно. Лев Давыдович Троцкий не даст соврать, он прострадал как раз на этом острове 4 года. Ну это когда жесткосердный товарищ Сталин выгнал его из страны якобы подлечиться. Это уже после в его жизни случились Париж, Мексика и ледоруб.
Или вот, на московский Электрозавод дом похож.
Элитные жители.
У кого и садик с мандаринами. И редисочка своя, наверно.
Не все так радужно впрочем. Встречаются брошенные деревянные... дворцы.
Поскольку острова — признанное место отдыха, то и инфраструктура для отдыхающих подготовлена. Пикниковые поля под соснами (буквально), пляжи на разный вкус и прочие удовольствия. Хотя, повторю еще раз, самое главное удовольствие - климат и пейзажи. Причем пейзажи нам, в общем-то, близкие и понятные - лес на сопках. Не чувствуешь себя чужим.
К причалу дорога выводит сама.
Покидаем этот остров, как и по дороге сюда корабль заруливает на Хейбелиаду. Вот он, прямо по курсу.
От таких красот и уплывать-то жалко.
Только скучно там...
А на горизонте встает уже вот это. Издалека видно.
Салон больше всего напоминает подмосковную электричку, многие спят на лавках. Но при этом чисто, чай разносят.
Остров Кыналыада, самый близкий к Стамбулу. Эти антенны у нас и из номера было видно.
Романтика. Типа, как «Титаник».
На горизонте встают узнаваемые силуэты мечетей центра Стамбула.
Жанровая сцена «У маяка».
Контейнерный терминал в центре многомиллионного города.
Да, это Стамбул!