Найти тему
Анна Живага

ВСХВ, ВДНХ, ВВЦ и снова ВДНХ. Зоны отдыха.

Особую красоту и торжественность всему архитектурному ансамблю Выставки придают фонтаны.
На территории Выставки более двадцати фонтанов. Они никого не оставляют равнодушным. По сложившейся с 1940 года традиции фонтаны включаются 1 мая и работают все лето.
Наиболее интересны три самых крупных выставочных фонтана — «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Колос». Расскажем подробнее о каждом из них.

Фонтан «Дружба народов» особенно интересен своей архитектурой, а также легендами, связанными с ним.

Это огромная созданная из позолоченной бронзы и красного гранита великолепная скульптурная композиция. Мощные упругие водяные струи, взлетев на головокружительную высоту, с шумом обрушиваются вниз, рассыпаясь на тысячи сверкающих брызг.
Композиция продумана его создателями — архитекторами К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновским — до мелочей. По краям массивной гранитной чаши помещены скульптурные изображения девушек в национальных костюмах. Эти статные фигуры изваяли скульпторы С.Т. Коненков, И.М. Чайков, 3. В. Баженова, А.И. Тенета, Н.В. Рылеева. Девушки ведут хоровод вокруг огромного бронзового снопа пшеницы, приглашая зрителей принять участие в общем, радостном для всех празднике урожая. А бурлящие потоки воды подчеркивают изящество их фигур.

Интересна история создания этого фонтана. Первоначально предполагалось, что он получит название «Золотой сноп» и будет посвящен теме праздника урожая. Работу поручили известному архитектору Константину Топуридзе. Он прекрасно понимал, насколько значим, почетен, но и ответствен этот заказ — ведь проекты основных сооружений Выставки поступали на одобрение самому Сталину. Поэтому работа должна была быть сделана исключительно хорошо и качественно.
Архитектор долго работал над общим обликом фонтана. Сделал большое количество набросков, предварительных чертежей. Но все они его не устраивали. Не было необходимой «изюминки». В один из дней он решил поехать на Выставку, еще раз посмотреть на то место, где будет возведен фонтан. Увидел. Задумался. В голову начали приходить какие-то смутные мысли и идеи. Увлекся. И решил пройтись по территории Выставки. Незаметно для себя ушел достаточно далеко и оказался на берегу пруда. Да-да, того самого «счастливого» пруда, который подарил в свое время вдохновение и Олтаржевскому, и Мухиной. Остановился на берегу. Понял, что надо возвращаться — собирался дождь. И вдруг увидел на другом берегу танцующую девушку. Движения ее были настолько изящны и необычны, что он, человек, который считал себя большим и настоящим знатоком и ценителем женской красоты, залюбовался ею, ее необычным грациозным танцем. Он потянулся за блокнотом — как бы передать эти страстные движения. Поднял голову. А к девушке присоединилась вторая, затем третья. И вот уже целый хоровод прелестных вакханок танцевал для него этот прекрасный танец. Скорее всего, это были цыганки и танцевали они свой цыганский «танец любви». Девушки также обратили внимание на зрителя и поэтому особенно старались. И тут грянул дождь. Он сунул блокнот в нагрудный карман пиджака и быстрым шагом пошел к выходу.


Вдруг дождь прекратился, также неожиданно, как и начался. Архитектор достал блокнот и с сожалением понял, что его рисунок размылся, стал нечетким, исчезли жесткие контуры деревьев, фонтана. Но ведь так даже лучше, как будто кто-то тихонько шепнул на ухо архитектору. Проект был выполнен быстро. И практически сразу же одобрен в самых высоких инстанциях. Эти слегка размытые очертания фонтана понравились всем. Вот только название фонтана сразу же поменяли на фонтан «Дружба народов». Хотя надо отметить, что никто так до сих пор и не знает, что олицетворяют девушки. И почему их именно шеснадцать. Видимо, большим руководителям хотелось верить, что это хоровод дружных союзных республик. А на самом деле — просто воспоминание о восхитительном зрелище девушек, танцующих в струях воды. Название фонтана «Дружба народов» сохранилось до сих пор. А вскоре и саму площадь переименовали в площадь Дружбы народов.
И еще одна интересная деталь. Первоначально, в начале 1950-х годов, планировалось, что 16 девушек в национальных костюмах, расположенные по кругу фонтана, будут выполнены из разноцветной мозаики. Но когда проект фонтана показали всесильному Л.П. Берии, он неожиданно воскликнул: «Зачем мозаика! Пусть девчонки будут золотые!» И фигуры действительно стали золотыми. Сейчас они все так же гордо ведут свой хоровод, а их золотые одежды даже спустя годы по-прежнему ярко сверкают сквозь потоки воды.

Это скромное на вид приземистое здание выполняет на самом деле очень важную функцию, т.к. это насосная станция фонтанов Центральной аллеи.

Как хорошо, что мы подошли поближе посмотреть на павильон. Жмурясь на чудные весенние светотени, вдруг обратили внимание на зарешеченные окна, вернее на сами решётки.

Надпись «ВСХВ» на решётках даёт основание предполагать, что они (решётки) сохранились от первоначальной Выставки, ещё до всех изменений и переименований.

На площади Дружбы народов внимание посетителей привлекает изумительный по своей красоте фонтан «Каменный цветок».

Он словно переносит нас в мир сказов Бажова. В центре облицованного красным гранитом бассейна расцветает прекрасный фантастический цветок, состоящий из сверкающих на солнце разноцветных кристаллов. Огромная чаша цветка переливается на солнце, точно сделанная из самоцветных камней. И даже не верится, что этот сказочный цветок выполнен всего-навсего из цветной смальты. Вот что могут сотворить искусные руки. Водную феерию «Каменного цветка» составляют разнообразные по величине и силе водяные струи. Цветок как будто вырастает из окружающих его потоков воды. Его обрамляют два ряда мощных вертикальных струй. А из чаши самого цветка, венчающего композицию фонтана, поднимается множество струй высотой до 20 метров.

Из резвящихся в бассейне золоченых рыб, «заплывших» далеко на середину бассейна уточек, также вырываются упругие дугообразные струи воды. Во время действия фонтана цветок виден сквозь полупрозрачную водяную завесу. В серебристых колеблющихся струях трепетно мерцают его зеленые, синие, золотые грани, напоминая о драгоценных камнях, о неисчислимых богатствах Уральских гор. Гранитный прямоугольный бассейн украшен декоративными бронзовыми натюрмортами из плодов и овощей.
«Каменный цветок» признан одним из красивейших фонтанов мира.

Теме праздника урожая и изобилия посвящен фонтан «Колос».

Он расположен в центре небольшого пруда, в зоне отдыха. Отражаясь в зеркале воды мягким золотистым цветом, поблескивает тучный колос, поддерживаемый у основания тремя декоративными золотыми рогами изобилия, из которых рассыпаются многоцветные плоды и овощи. Весь фонтан выполнен в мозаике. Его конструкция состоит из отдельных элементов, облицованных мозаичной смальтой. Железобетонное основание фонтана «Колос» выложено серым полированным гранитом. Общая высота фонтана — 16 метров. Струи, бьющие из золотых зерен колоса, взметнулись ввысь на высоту до 25 метров.

Фонтан «Колос». Август 1956 г. Фото А. Сергеева, Б. Трепетова.

Первоначально фонтан «Колос на пруду» соорудили из медных листов, вычеканенных методом выколотки, поэтому поверхность была патинирована, что придало всему фонтану мрачный вид. Хрупкие медные листы «Колоса» темнели и разрушались. Фонтан не дожил даже до 1948 года, и на его месте возник внушительных размеров новый фонтан «Золотой Колос» - символ сытой и радостной жизни советского народа.

Фонтан «Колос». Фото Б. Игнатовича, 1939 г.

Раз уж мы заговорили о сытой жизни, то надо сказать, что все рестораны, кафе, столовые и даже шашлычные выставки подчинялись Моснарпиту — так же, как и столичные фабрики-кухни.
Согласно первому генеральному плану ВСХВ, на берегу Центрального пруда, созданного в середине 1920-х — начале 1930-х, предполагалось построить несколько крупных кафе и ресторанов.
Возведенное к 1937 году по проекту Г.Я. Чалтыкьяна здание Главного ресторана располагалось на одной оси с павильоном «Механизация», от которого шла аллея, обрамленная торговыми и питейными заведениями и киосками. Здание ресторана было одноэтажным, от круглого центрального объема расходились галереи. Его игривая архитектура напоминала «китайские» павильоны, характерные для французского рококо.
В послевоенные годы предполагалось, что ресторан у пруда войдёт в ансамбль, как один из ориентиров Выставки, открывающий в то же время зону отдыха и дающий начало ансамблю Ботанического сада.

Вид на пруд и ресторан «Золотой Колос» из кафе «Лето».

Ресторан 1954 года обрел поэтичное название «Золотой колос» и парадно-торжественный внешний облик. Белоснежная колоннада-лоджия с террасами и легким декоративным портиком сделала здание воздушным, как лучшие образцы архитектуры юга. Гостей встречал огромный вестибюль, отделанный искусственным мрамором. Его главным украшением стал купольный свод — один из красивейших в интерьерах ВСХВ и превосходно сохранившийся до наших дней.

На первом этаже было открыто два ресторанных зала на 180 посадочных мест каждый. Их освещали большие хрустальные люстры. Атмосферу роскоши дополняли великолепные зеркала и мебель из ореха и дуба, к сожалению, утраченная в 1990-е годы.
На верхнюю террасу вели две симметричные относительно главного фасада внешние лестницы. На террасе было 200 посадочных мест, здесь же работали буфеты.

Под центральным портиком располагалась танцевальная площадка с нишей для оркестра. Ее полукупол был оформлен подобно алтарю храма Венеры и Ромы в Риме. Отсюда открывался удивительной красоты панорамный вид Выставки.

В штате Главного ресторана работали более 400 человек. Первоначально он был рассчитан на работу в летнее время, но с организацией ВДНХ СССР перешел на круглогодичное обслуживание посетителей. В те годы ресторан «Золотой колос» считался одним из самых престижных наряду с «Прагой» и «Москвой». Его меню только в 1954 году насчитывало несколько десятков позиций, в том числе холодные закуски и деликатесы, салаты, супы, горячие блюда, напитки и десерты.

Говорят, что в 1960 году Никита Хрущёв водил сюда Эрнесто Че Гевару, а самым звездным завсегдатаем этого учреждения общепита был член Политбюро А.Н. Косыгин.
В 1970-е «Золотой колос» практически превратился в закрытое заведение — на его посещение существовала запись на полгода вперед! Здесь нередко обедали знаменитости и иностранные делегации.

В самом конце 1980-х годов ресторан был закрыт на модернизацию. Вялые строительно-оформительские работы иссякли к исходу 1990-х. Позже вплоть до 2013 года здание использовалось в качестве складского помещения.
По фотографиям видно, что ресторан до сих пор не оправился от безразличного и бездушного отношения к нему. Только окошки изредка озаряются искрой надежды, когда в них отражается случайный луч света.

Розарии и пальмовые рощи, аллеи, пруды и фонтаны ВСХВ прославились на всю страну.

Пруд у павильона «Птицеводство». Сентябрь 1954 г. Фото С. Иванова-Аллилуева.

Слава о выставочных прудах, в которых водились огромной величины карпы, распространялась среди рыболовов-любителей с невиданной быстротой. Вылавливая действительно крупную рыбу, они и не догадывались, что каждые три дня, поздно вечером, к прудам подъезжали грузовики с цистернами. Из них в озера ВСХВ выпускались сотни упитанных сазанов и карпов. Их специально для Выставки выращивали в подмосковных хозяйствах. В дальнейшем «ассортимент» был расширен и в прудах появились представители семейства осетровых.

Павильон «Мороженое». Август 1954 г. Фото В. Носкова, Д. Шоломовича.

Посещение Выставки всегда было праздником для детей. Помимо катания на каруселях здесь можно было полакомиться очень вкусным мороженым.
Изначально павильон «Главхладпром» был построен в 1939 году по проекту архитектора А.А. Бельского на дальнем конце территории выставки за прудом слева от «Главного ресторана» («Золотой Колос») на том месте, где теперь находится павильон «Главтабак». Павильон «Главхладпрома» по форме напоминал айсберг, на вершине которого красовался белый медведь.
Экскурсоводы рассказывают, что по замыслу архитектора Бельского, крышу павильона «Главхладопром» должна была украшать фигура пингвина. Проект предстояло утвердить у наркома земледелия. На столе в его кабинете установили проект павильона и фотографию скульптуры пингвина. Появившись, он сразу же подошел к пингвину и спросил, где тот обитает. Ему ответили, что живут пингвины у берегов Южной Америки. Нарком приказал немедленно убрать «несоветское» животное. В итоге высокой чести венчать павильон был удостоен белый медведь.
К открытию ВСХВ–1954 павильон «Главхладпром» был разобран и выстроен заново по проекту архитекторов В. Носкова и Д. Шломовича на новом месте за павильонами «Узбекская ССР». Новый павильон получил название «Мороженое». Авторы павильона использовали то же архитектурное решение, но верхушку айсберга украшал уже не белый медведь, а тюлень. Во второй половине 80–х павильон был снесен.

Павильон «Главтабак»

Павильон, посвященный табаку, был построен по проекту В.П. Кондратьева к открытию послевоенной Выставки 1954 года.
«Главтабак» соединил в себе мотивы архитектуры Востока, готики и русского национального зодчества. Отделка причудливого фасада павильона выполнена из разноцветного кафеля с выразительными растительными мотивами. Разнообразные очертания настоящих и ложных окон, кокошников, тонкие колонны и другие интересные элементы придают павильону изысканную декоративность и подчеркнутый восточный колорит. Шпиль, венчающий купол, прежде завершал медальон с эмблемой «Главтабак».

Ресторан «Астория»

Трудно поверить, что в 1939 году это красивое здание со сквозными верандами носило статус столовой.
В 1954 переименовано в Чайную №2, что, как я понимаю, не повысило её статус.

А вот в 1956 году это уже ресторан «Лето» - излюбленное место артистов и писателей.
Проработал ресторан до середины 90-ых, после чего закрылся.

В нулевые открылся вновь уже под громким именем «Астория».
И вновь закрылся. Дальнейшая судьба павильона окутана мраком, как окутаны мраком безлюдные его залы.

А помните, какие были бублики с маком в Москве? Тугие, душистые и всего за 6 копеек. На ВДНХ их тоже продавали. Теперь, увы, это всего лишь ушедшие запахи детства.

Бублики на ВДНХ 1960-1970гг

Продолжая продуктовую тему, заглянем на участок, где расположился Гастроном.

Несколько раз менялось название павильона, сам же он оставался стоять без изменений. Построен в 1954 году к открытию послевоенной Выставки как павильон «Главконсерв». (В 1958 году переименован в «Консервы», и в 1959 году стал называться «Гастроном»).
В то время главное управление консервной промышленности СССР задавало тон всей советской кулинарии. Рецепты их продукции были включены в книги о вкусной и здоровой пище. Пропагандировалась польза замороженных овощей и фруктов, которые сохраняют все ценные питательные качества сырых продуктов. Главное управление консервной промышленности Наркомпищепрома СССР на нескольких консервных заводах оборудовало цеха для замораживания зеленого горошка, шпината, спаржи, сахарной кукурузы, слив, винограда и других фруктов и овощей.

Декорированное окно над входом

В павильоне «Главконсерв» посетитель мог ознакомиться с технологическим процессом производства консервов и получить данные о пищевой их ценности. Кроме того, в павильоне продавались консервы, натуральные соки, замороженные ягоды и овощи, разные приправы к вторым блюдам: кетчуп, чилийский соус, маринады.

Павильон построен в стиле классицизма: оформлен аркадой, опирающейся на полуколонны.
Белый декор, выделенный на фоне жёлтых стен, даёт отсылку к архитектуре конца XVIII века.

Небольшая историческая справка по архитектуре и стилю. «В период царствования Екатерины II классицизм стал стилем официальной государственной культуры и, как правило, использовал двухцветие – желтый или зеленый цвет для фасадов и белый для ордера и декора. А в эпоху Александра I цветовые нормы классицизма были сведены в строгую систему. Здания на центральных улицах города красили в бело-желтые цвета. Подобное сочетание постепенно стало самым распространенным из-за особой символики желтого цвета в русской культуре. Этот цвет напоминает золото, а золото – символ божественного начала. Солнечно-желтые и белые тона классицизма символизировали процветание Империи».

Оформление витрин

Говоря об архитектуре Гастронома, нужно отметить, что внутреннее пространство павильона, перекрытое системой сводов, расходящихся от центрального купола, напоминает храмовое. Присмотритесь к резному декору рам, в которые вставлены гигантские банки с соками и томатами. Не напоминают ли они вам иконы в окладе? Конечно, стилизованные под старину декоративные элементы в сочетании с муляжами стеклянных банок, подобный контраст кажется нам курьёзным, но, как сказала кандидат искусствоведения, доцент МАРХИ Анна Броновицкая: «Типологически это не столько парковый павильон, сколько храм, и по смыслу это храм еды в голодной или во всяком случае хорошо помнящей голод стране».

Деталь интерьера сквозь витринное окно. Плафоны и люстры оригинального образца.

Осматривая здание Гастронома, можно убедиться, что наружный декор находится в хорошем состоянии: сохранились лепнина, металлические накладки дверей. Во внутреннем помещении также сохранились люстры, мозаичный пол. Над входной дверью располагается роспись в стиле соцреализма, изображающая колхозниц, едущих на грузовике между цветущих садов. И что особенно приятно, в Гастрономе до сих пор находятся в эксплуатации витрины колонного типа из гнутого стекла, настенные полки и уникальные деревянные прилавки. «Сохранность интерьера не знает аналогов, и произошло это вследствие неизменности функции (павильон всегда эксплуатировался по своему прямому назначению) - это редчайший случай для ВДНХ».

Гастроном образует единое целое с располагающимся напротив павильоном «Главкондитер».

Павильон был построен под руководством архитектора Александра Борецкого в том же 1954 году, что и павильон «Главконсерв».
До 1964 года здесь располагалось кафе с садом и верандой. Архитектурный стиль граничит между сталинским ампиром и хрущевским модернизмом. Павильон «Главкондитер» был советским вариантом лучших европейских кафе.

После 1964 года павильон использовали не по назначению, вследствие чего первоначальные интерьеры здания полностью утрачены.

Теперь самое время размяться и поговорить о спорте.
Павильон «Физкультура и Спорт» до реставрации.

О строительстве и назначении павильона я уже писало в одной из глав, посвящённых ВСХВ 1939 года.
К 1954 году павильон был переоформлен и частично дополнен декор, соответствующий его новому назначению. Венчавшая павильон скульптурная группа «Пролетарии» прекрасно сочеталась с дополненными решетками с изображениями различных видов спорта, а также в начале аллеи, ведущей к павильону, были установлены скульптурные группы «Футболисты» (скульптор В.Н. Монахов) и «Баскетболистки» (скульптор Ю.П. Поммер). У самого павильона также были установлены две скульптуры — «Лыжница» и «Альпинист», исполненные выдающимся советским скульптором-альпинистом Е.А. Абалаковым.
К числу ярких элементов оформления фасада относится композиция из знамен и знака «ГТО», сменившая в 1956 году барельеф «Маркс — Энгельс — Ленин — Сталин», также знак «ГТО» вмонтирован в оформление венчающей павильон башни.

К числу интересных элементов оформления фасадов павильона относится мраморная доска с изречением 1-го председателя Верховного совета СССР М.И. Калинина: «Физкультура и спорт являются значительным фактором в создании здорового, сильного, ловкого, находчивого, отважного, умеющего бороться с препятствиями, уверенно смотрящего вперед человека».

Экспозиция павильона «Физкультура и спорт» в период ВСХВ 1954–1958 годов повествовала о достижениях в области развития спорта в колхозах, совхозах и МТС, а также рассказывалось о выдающихся результатах советских спортсменов, участвовавших в различных соревнованиях в СССР и за границей.
В период ВДНХ СССР павильон «Физкультура и спорт» расширил спектр своего экспозиционного показа, демонстрируя и награды советских спортсменов на первенствах Европы, мира и других крупнейших мировых соревнованиях, и основные результаты в развитии спортивного движения в СССР, а также опыт лучших стадионов страны и добровольных спортивных обществ: «Динамо», «Спартак», «Трудовые резервы», «Буревестник». Также демонстрировались различные приборы, машины, инвентарь и др. спортивное снаряжение, выпускаемое советской промышленностью для ведения здорового образа жизни трудящихся.
С 1967 до конца 1980-х годов в павильоне функционировал спортивный зал для работников ВДНХ СССР, а также рядом с павильоном был устроен небольшой стадион с трибунами.

О хлебе насущном поговорили, о здоровом образе жизни тоже - поговорим о зрелищах.
Зелёный театр. Парадный вход (до реставрации)

Зелёный театр со стороны амфитеатра (до реставрации)

Зеленый театр был построен к открытию Выставки 1939 года Борисом Ефимовичем. Здание состоит из двух частей. Это, во-первых, полукруглый неоклассический павильон, окружающий сцену; а во-вторых — пологий амфитеатр, который отделяет от парка балюстрада. Интересным архитектурным решением является открытая сцена в стиле французского шато. Само здание гармонично вписано в пейзаж, и что особенно важно для театра, здесь прекрасная акустика.

Зеленый театр, май 1958 г., фото С. Стужина.

На этой сцене выступали хор имени Пятницкого, джаз-ансамбль Леонида Утесова, делали первые творческие шаги мэтры советской эстрады Иосиф Кобзон и Алла Пугачева. Здесь звучали миниатюры в исполнении Аркадия Райкина.
Театр вмещал до 5000 человек, был любим москвичами и никогда не пустовал.

Зелёный театр со стороны амфитеатра (после реставрации).

К сожалению, с ослаблением деятельности всей Выставки перестали проводиться концерты и в театре. Последние 30 лет он только чах и зарастал бурьяном. А в последние годы вообще стал всё больше походить на замок Спящей Красавицы.

После реконструкции Зеленому театру вернули исторический цвет — благородный оттенок слоновой кости. Он превратился в современную удобную площадку для выступления музыкантов, постановки драматических спектаклей и кинопоказов. На высокотехнологичные стальные конструкции, которыми оборудована сцена, можно легко натянуть экран, укрепить декорации или установить самую современную звуковую и иллюминационную аппаратуру. Театр рассчитан на три тысячи посадочных мест.

Пока скамьи желтые, но со временем дерево «обещает» потемнеть и приобрести благородный и романтичный оттенок. Это объединит ещё больше театр с природным ландшафтом.

Снимала верхний кадр, вспомнила как Аркадий Райкин пел:
Я глаза закрываю и вижу,
На окраине маленький зал,
Где на сцену впервые я вышел,
Где волнуясь у рампы стоял.
Я безбожно весь текст перепутал,
Я споткнулся у всех на виду,
Только "браво!" кричал почему-то
Добрый зритель в девятом ряду...

Укромный уголок парка. Приятное место для такого павильона, как магазин «Книги».

Но сейчас здесь тише, чем в читальном зале библиотеки. В этом павильоне давно не слышно шелеста страниц, да и книг давно не видно, хотя сохранились интерьеры. Уцелела мебель 50-х годов: массивные деревянные тумбы, книжные полки.
Фасад здания не утратил свой парадный вид, держит лицо и полон достоинства, хотя кому-то он может напомнить старомодного провинциального интеллигента. Но не в этом ли его прелесть?

Воплощение зрелищных технологий - «Круговая панорама».

Круговая кинопанорама была построена на ВДНХ в 1959 году. Кинотеатр работал с 9 утра до 9 вечера, очередь в кассу выстраивалась с ночи.
Такие кинотеатры были построены в те же годы в Диснейленде в Лос-Анджелесе, на выставке «Экспо» в Турине, на Всемирных выставках в Брюсселе и Лозанне. Но сохранился такой кинотеатр с 360-градусным обзором и стереозвуком только у нас.
Кинопроекционную систему из 11 проекторов и экранов, расположенных по кругу и образующих полную панораму, и систему объемного звука с 9 каналами спроектировала самостоятельно с оглядкой на американских коллег группа инженеров из НИИ Кинофототехники под руководством легендарного профессора ВГИКа Е.М. Голдовского. Кругопанорамные видовые фильмы для советской Круговой кинопанорамы снимали на Центральной студии документальных фильмов системой из 11 камер 35 мм, закрепленных на круглой платформе, режиссеры И. Бессарабов и Е. Легат. Камеру возили на вертолете, поезде, вездеходе, корабле по всему Советскому Союзу — на Байкал, в Крым, Каракумы, на Кавказ. Всего с 1959 по 1991 год было снято 18 фильмов. В архивах сохранилось 10 фильмов, в кинотеатре имеется 6 фильмов, 3 из них все еще можно посмотреть, остальные нуждаются в реставрации.

На этом пока всё.
ВДНХ живёт и дышит, отражая жизнь страны. Значит будут новые истории.