Ровно 150 лет назад в Полтавской губернии родился человек, чье имя, из-за искажения о нем исторической правды, долгое время считалось синонимом слова «провокатор». Это священник Русской православной церкви, политический деятель и профсоюзный лидер Георгий Аполлонович Гапон. Поп Гапон.
В честь этого события — краткая история его жизни, проиллюстрированная снимками из нашего архива.
Одна из первых массовых легальных рабочих организаций в России, Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга, была создана в 1904 году именно им, Георгием Аполлоновичем. В организацию входило более 10 тысяч человек, это ее члены организовали и приняли участие в печально знаменитом шествии к царю 22 января (9 января) 1905 года — в день Кровавого воскресенья. После этого события, закончившегося вооруженным подавлением и приведшему к 130 убитым и 299 раненым (данные доклада директора Департамента полиции министру внутренних дел), поп Гапон ненадолго покинул страну, став активным деятелем русской революционной эмиграции.
Но уже осенью этого года он возвращается в Российскую империю, возрождает Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга, выступает сторонником реформ государственного деятеля Сергея Юльевича Витте, направленных на распределении единоличного права Николая II принимать законы (Витте предлагал передать часть этих полномочий Государственной Думе).
Но вскоре, в марте 1906 года, Георгий Аполлонович Гапон погиб — его убили в Озерках (сегодня это район Санкт-Петербурга) боевики-эсеры, приговорив его до этого к смерти за предательство революции и сотрудничество с властями.
Вам нравятся старые фотографии? Тогда открывайте наш сайт «История России в фотографиях», на котором опубликовано более 130 тысяч архивных снимков, сотни тематических фотовыставок и видео. Там вы можете зарегистрироваться, а затем — выкладывать фотографии из личных архивов, составлять собственные тематические выставки и делиться ими с окружающими. Присоединяйтесь.
Причины неприятия политики властей Российской империи у Георгия Аполлоновича появились еще в юношеском возрасте. В духовном училище, в котором он учился, юный Гапон изучал запрещенные труды Льва Толстого. Позже, уже будучи слушателем Полтавской духовной семинарии, Гапон открыто высказывал толстовские идеи, конфликтовал с начальством, в знак протеста отказался от стипендии семинариста. Его несгибаемая позиция привела к невозможности получения диплома первой степени, а без него он не смог поступить, как планировал, в университет. Позже, когда он принял духовный сан и стал священником, он занимался благотворительностью и проповедовал, постепенно обретая все большую популярность у простых людей. Позже он приехал в Санкт-Петербург, где и стал знаменитым общественным деятелем, проповедуя и защищая права угнетенных. Естественно, он принимал активное участие и в деле борьбы рабочих за человеческие условия труда, но, как все мы знаем, все это закончилось для него в 1906 году...
Что же касается его шлейфа «провокатора и тайного сотрудника царской охранки», то эти утверждения впервые появилось в 1938 году, в «Кратком курсе истории ВКП(б)», изданном под редакцией И. В. Сталина. Позднее, эти мифы были опровергнуты в исторических исследованиях, как не имеющие никаких документальных доказательств — например, в книге И. Н. Ксенофонтова «Георгий Гапон: вымысел и правда», выпущенной в 1996 году издательством «Российская политическая энциклопедия».
«История России в фотографиях» — совместный проект Мультимедиа Арт Музей, Москва и Издательства Яндекс. Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях: facebook, Вконтакте, Одноклассники, YouTube, Instagram, Telegram.