Какую загадку оставил сотрудникам Национального музея Татарстана часовой мастер из Европы, и почему один из самых изящных предметов лихачевской коллекции более «казанский», чем может показаться на первый взгляд? Сегодня в проекте «1 день – 1 экспонат» изучим старинные часы.
Музеи часто называют хранилищами времени, и, порой, это не просто метафора. Одной из жемчужин коллекции Андрея Фёдоровича Лихачёва, которая стала основой для Национального музея Татарстана, являются часы начала XVIII века. Их автор оставил нам загадку, которую музейщики не могут разгадать и по сей день.
Горизонтальные часы Такие часы из-за своей формы в России называли «черепашками», а в Польше, где они и были сделаны – «жаба», что по польски означает лягушка. Образы животных используются и в декоре часов, но здесь присутствуют и люди. На циферблате изображены вдвое мужчин: молодой, в военном мундире и с оружием, и пожилой в дорожной одежде с посохом. Видимо, как аллегория Запада и Востока. Под ними довольно странные надписи на немецком.
– Под молодым человеком слова можно перевести как «Я решился и отправился в путь». Под пожилым человеком фраза более длинная и сложная. Дословный перевод следующий: «Так как я тебе не нравлюсь, я отправился туда, где мне пришлось поклониться». Фраза звучит как загадка. Смысл этой загадки нам, современным людям не ясен. Скорее всего, это какая-то аллегория XVIII века о путешествии человека по жизни, ходе времени, все-таки это часы.
Комплект предусматривал футляр со стеклянной крышкой, для того, чтобы ими можно было пользоваться во время путешествий. Кроме времени прибор показывает дату и фазы луны. Конечно же, позволить себе таки часы могли только очень обеспеченные люди. По всей видимости, эти часы привлекли внимание Лихачёва не только своим изяществом. Все дело в мужчинах, изображённых на циферблате, которые символизируют Восток и Запад. Вероятно, как-то так и выглядели в ту эпоху жители Казани.
– Если сторонний наблюдатель посмотрит на эти часы, то он сможет увидеть то, как выглядели жители Казани в то время: это военные, одетые по европейскому образцу, аристократы, дворяне, и жители более традиционного уклада, одетые в костюмы азиатского типа, – рассказывает заведующая отделом научно методической работы Нацмузея РТ Людмила Аглиуллина. – Эти часы кажутся очень уместными в Казани, на перекрестке торговый путей, где издревле встречались культуры Востока и Запада. Здесь, по сути, представлены культуры Востока и Запада. Разглядывая этот старинный артефакт, кажется, что он иллюстрирует нашу культуру.
Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.