Вопрос флориста: «У меня есть постоянная покупательница, которая общается свысока, иногда крайне неуважительно — особенно, если рядом присутствуют «зрители». Страдает и мой авторитет в коллективе, и перед другими покупателями неловко. Как вести себя с такими клиентами?»
Ответ психолога @z-bra для @redlily: «Хамство — а иначе такое поведение назвать нельзя — это насилие, вторжение на территорию другой личности. И если не противостоять ему, в какой-то момент хам может подумать, что границ дозволенного просто не существует!
К сожалению, в России подобный тип поведения является нормой: с исторической точки зрения крепостное право отменили не так давно, и отношения по типу «раб-хозяин» глубоко въелись в национальный характер. Это особая смесь неуважения к себе и другим и зависти к тем, кто сильнее, богаче, успешнее… В советский период безопасность давало слияние с безликой массой и отказ от своих потребностей. Но и сегодня, в эпоху капитализма и самореализации, «рабская» психология — не редкость: при наличии денег такие люди склонны злоупотреблять властью и подавлять тех, кто позволяет им это делать, — особенно в сфере обслуживания и торговли. Взгляд свысока, надменный вид, проявления скрытой агрессии… Сталкиваясь с таким отношением, психологически здоровый человек будет отстаивать свои границы. Однако на работе, где от количества довольных клиентов зависит материальное благополучие, продавцам и мастерам часто приходится терпеть некорректное и даже неадекватное поведение.
Если вреда от «перетерпеть» все же больше, чем пользы, и вернуть душевное равновесие не помогают ни медитации, ни специальные упражнения, попробуйте бороться с хамством альтернативными методами. Вот что для этого нужно
А здесь вы узнаете, какие флористы зарабатывают больше всех