Найти тему

Метрополитен Тбилиси. Часть I

Метрополитен Тбилиси (рассказ из моего Живого журнала от 2016 года) одновременно и похож на метрополитены бывшего СССР, и обладает немалым собственным колоритом. Постараюсь рассказать о нем максимально достоверно и понятно.

Две линии — главная (Ахметели-Варкетилская) и второстепенная (Сабурталинская). Обозначена и третья, но ее с советских времен не строят.

-2

Основная ветка проходит через весь Тбилиси, от Глдани до Варкетили, связывая все важные точки города — Дидубе (автовокзал и рынок), железнодорожный вокзал (и рынок «Дезертирка»), проспект Руставели, площадь Независимости (Старый город и основные достопримечательности), Авлабар, Самгори и Варкетили (это спальные районы).

Сабурталинская линия обслуживает только район Сабуртало (что очевидно по ее названию), но район этот гигантский.

Подвижной состав представлен родными мытищинскими номерными вагонами, прошедшими капремонт с небольшим изменением облика и салона. Цвет для вагонов выбран серый.

-3

Впрочем, на Сабурталинской линии встречался и обыкновенный синий состав безо всяких улучшений.

Салоны в меру изношены и имеют две разновидности. Вот такая, без рекламных досок сверху.

-4

И вот такая. Сверху, на вставках, должна быть реклама, но ее почему-то нет. Клеить на стены всякий рекламный мусор (как это кое где принято) тут не дают.

-5

История. Открыт четвертым в СССР(!) — 11 января 1966 года. Стало быть, совсем недавно системе исполнилось 50 лет.

-6

При СССР протяженность линий медленно, но неуклонно росла, в независимой же Грузии из старых заделов открыта одна станция «Бахтриони», далее «Важа-Пшавела» (2000 г.) Переспективы дальнейшего развития неясные.

Оплата происходит только с помощью карточек, общих для всего городского транспорта и стоит проезд 0,5 лари.

Сначала пройдемся по станциям главной городской подземной артерии.

«Театр Ахметели» (или «Ахметлис театр») — конечная станция Ахметели-Варкетилской линии, открытая 7 ноября 1989 года. То, что вы видите на фото, это уже плод неглубокой реставрации 2007 года.

-7

Конечная, поезд дальше не идет. Вот тут на указателе полное название из двух слов, но на некоторых схемах ее указываю просто как «Ахметели».

-8

Над путями потолок как-то шершав.

-9

Мне показалось, что прежнее ее название — «Глдани» (от имени очень большого жилого микрорайона) — тут было бы более уместно. Потоки пассажиров очень приличные.

-10

«Сараджишвили» (то же 7 ноября 1989 г.) До 1992 года именовалась «Гурамишвилис гамзири» (или просто «Гурамишвили», в разных источниках есть расхождения). Фото ее у меня нет, но она обыкновенная и темная.

«Гурамишвили» (название до 1992 г. — «ТЭВЗ» или по-грузински «ТЭМКА», то есть «Тбилисский вагоностроительный завод», открыта 16 ноября 1985 года).

Очень красивая, потенциально, станция-односвод, если бы не страшные-страшные подтеки на потолке.

-11

Некрасиво.

-12

«Грмагеле» (28 ноября 1985 г.) Интересно то, что ее открыли на перегоне «Дидубе» — «Гурамишвили» на 12 дней позже пуска самого участка. Моих фото тоже нет, из украшений можно упомянуть барельеф в торце станции.

«Дидубе» (первая очередь пуска, открыта 11 января 1966 года).

Открытая, похожая на станции московской Филевской линии.

-13

Поток приехавших схлынул (а интервалы тут по нашим меркам большие, по 6 минут в час пик).

-14

Кассы, павильон.

-15

Рынок, который тут расположен, способен поразить самого толерантного знатока городской среды. Быстро и без приключений вы просто не сможете подойти к входу или протиснуться (да-да!) по переходу. Впрочем, на саму станцию торгующих не пускают.

Утро, все (и даже полицейские) едут на работу. Просто как дома на «Выхино» себя почувствовал.

-16

Двухсоставная бригада.

-17

«Гоциридзе» (11 января 1966 года, бывшая до 2011 «Электродепо»).

-18

Самая простая из станций метро в бывшем СССР, что я видел. Она мало того, что открытая, с боковыми платформами, так еще и навесов нет никаких. Просто голые платформы и все.

-19

По моему мнению и тут название менять было не надо. Станция расположена возле железной дороги (при подъезде видна масса заброшенных маневровых ЧМЭЗ-ов) и связана с городом вот таким мостом.

-20

Для работников полиции дежурить тут — самое натуральное наказание. От солнца просто негде спрятаться (то ли дело на других прохладных станциях!)

-21

Солнце всем мешает и машинистам тоже.

-22

Посадка.

-23

Кстати, в тбилисском метро очень редко можно встретить на стенах указания на какой именно станции вы вообще находитесь. На подземных весят световые боксы в торцах, а здесь вот только при входе и написано.

«Надзаладеви» (11 января 1966 года, бывшая «Октябрьская»). С этой станции фотографий у меня нет.

Продолжение следует...