Метрополитен Тбилиси (рассказ из моего Живого журнала от 2016 года) одновременно и похож на метрополитены бывшего СССР, и обладает немалым собственным колоритом. Постараюсь рассказать о нем максимально достоверно и понятно.
Две линии — главная (Ахметели-Варкетилская) и второстепенная (Сабурталинская). Обозначена и третья, но ее с советских времен не строят.
Основная ветка проходит через весь Тбилиси, от Глдани до Варкетили, связывая все важные точки города — Дидубе (автовокзал и рынок), железнодорожный вокзал (и рынок «Дезертирка»), проспект Руставели, площадь Независимости (Старый город и основные достопримечательности), Авлабар, Самгори и Варкетили (это спальные районы).
Сабурталинская линия обслуживает только район Сабуртало (что очевидно по ее названию), но район этот гигантский.
Подвижной состав представлен родными мытищинскими номерными вагонами, прошедшими капремонт с небольшим изменением облика и салона. Цвет для вагонов выбран серый.
Впрочем, на Сабурталинской линии встречался и обыкновенный синий состав безо всяких улучшений.
Салоны в меру изношены и имеют две разновидности. Вот такая, без рекламных досок сверху.
И вот такая. Сверху, на вставках, должна быть реклама, но ее почему-то нет. Клеить на стены всякий рекламный мусор (как это кое где принято) тут не дают.
История. Открыт четвертым в СССР(!) — 11 января 1966 года. Стало быть, совсем недавно системе исполнилось 50 лет.
При СССР протяженность линий медленно, но неуклонно росла, в независимой же Грузии из старых заделов открыта одна станция «Бахтриони», далее «Важа-Пшавела» (2000 г.) Переспективы дальнейшего развития неясные.
Оплата происходит только с помощью карточек, общих для всего городского транспорта и стоит проезд 0,5 лари.
Сначала пройдемся по станциям главной городской подземной артерии.
«Театр Ахметели» (или «Ахметлис театр») — конечная станция Ахметели-Варкетилской линии, открытая 7 ноября 1989 года. То, что вы видите на фото, это уже плод неглубокой реставрации 2007 года.
Конечная, поезд дальше не идет. Вот тут на указателе полное название из двух слов, но на некоторых схемах ее указываю просто как «Ахметели».
Над путями потолок как-то шершав.
Мне показалось, что прежнее ее название — «Глдани» (от имени очень большого жилого микрорайона) — тут было бы более уместно. Потоки пассажиров очень приличные.
«Сараджишвили» (то же 7 ноября 1989 г.) До 1992 года именовалась «Гурамишвилис гамзири» (или просто «Гурамишвили», в разных источниках есть расхождения). Фото ее у меня нет, но она обыкновенная и темная.
«Гурамишвили» (название до 1992 г. — «ТЭВЗ» или по-грузински «ТЭМКА», то есть «Тбилисский вагоностроительный завод», открыта 16 ноября 1985 года).
Очень красивая, потенциально, станция-односвод, если бы не страшные-страшные подтеки на потолке.
Некрасиво.
«Грмагеле» (28 ноября 1985 г.) Интересно то, что ее открыли на перегоне «Дидубе» — «Гурамишвили» на 12 дней позже пуска самого участка. Моих фото тоже нет, из украшений можно упомянуть барельеф в торце станции.
«Дидубе» (первая очередь пуска, открыта 11 января 1966 года).
Открытая, похожая на станции московской Филевской линии.
Поток приехавших схлынул (а интервалы тут по нашим меркам большие, по 6 минут в час пик).
Кассы, павильон.
Рынок, который тут расположен, способен поразить самого толерантного знатока городской среды. Быстро и без приключений вы просто не сможете подойти к входу или протиснуться (да-да!) по переходу. Впрочем, на саму станцию торгующих не пускают.
Утро, все (и даже полицейские) едут на работу. Просто как дома на «Выхино» себя почувствовал.
Двухсоставная бригада.
«Гоциридзе» (11 января 1966 года, бывшая до 2011 «Электродепо»).
Самая простая из станций метро в бывшем СССР, что я видел. Она мало того, что открытая, с боковыми платформами, так еще и навесов нет никаких. Просто голые платформы и все.
По моему мнению и тут название менять было не надо. Станция расположена возле железной дороги (при подъезде видна масса заброшенных маневровых ЧМЭЗ-ов) и связана с городом вот таким мостом.
Для работников полиции дежурить тут — самое натуральное наказание. От солнца просто негде спрятаться (то ли дело на других прохладных станциях!)
Солнце всем мешает и машинистам тоже.
Посадка.
Кстати, в тбилисском метро очень редко можно встретить на стенах указания на какой именно станции вы вообще находитесь. На подземных весят световые боксы в торцах, а здесь вот только при входе и написано.
«Надзаладеви» (11 января 1966 года, бывшая «Октябрьская»). С этой станции фотографий у меня нет.
Продолжение следует...