Найти тему
LADA Niva Documentary ©

"Золотая эпоха" нестареющего советского внедорожника

Оглавление

Рекламный плакат, конец 70-х годов.
Рекламный плакат, конец 70-х годов.

Легендарная модель "Нива", как она до сих пор известна западному покупателю в Германии, Франции, Швейцарии и в других странах, с 1977 года триумфально прошла по всем континентам, включая Антарктиду. Её экспортировали в 100 стран мира. Экземпляры, выпущенные во времена СССР, до сих пор служат своим владельцам, например, в странах Латинской Америки. Она неоднократно побывала на Северном Полюсе во время высокоширотных экспедиций (1998-2000 гг.). Длиннобазовая, пятидверная серийная версия Нивы ВАЗ-2131 в 1999 году установила рекорд по самостоятельному высотному восхождению в Тибете, достигнув высоты 5726 м, который до сих пор не побит никем из конкурирующих и не очень производителей. ЛАДА 4х4 не стала, как предполагалась, конкурентом "Шевроле-Ниве" (а именно этим объяснятеся расхождение имён брендов на рынках СНГ и Дальнего Зарубежья), во многом благодаря своей уникальности, сочетающей дешевизну производства и несравненные качества внедорожника.

То, о чем никогда не писали газеты

На архивном фото: ведущий конструктор проекта внедорожника ВАЗ-2121 Петр Прусов, середина 70-х годов.
На архивном фото: ведущий конструктор проекта внедорожника ВАЗ-2121 Петр Прусов, середина 70-х годов.
Пётр Михайлович Прусов, общепризнанный "папа" ВАЗ-2121, а в бытность 1972 года пока ещё только ведущий конструктор проекта полноприводного легкового автомобиля, служил в Советской Армии, в Алжире, где оказывал интернациональную помощь в уничтожении минно-взрывных заграждений, оставленных армией Французской Республики. По запросу алжирского правительства советские специалисты проводили разминирование с октября 1962 года по июнь 1965 года. За все время очистки от 1,5 миллионов французских мин было очищено свыше 1200 км² территорий. В операции со стороны СССР участвовало около 100 военных специалистов, безвозвратные потери составили 25 человек.
Во время одной из операций по разминированию, танковый тягач будущего главного конструктора АВТОВАЗа подорвался, а молодой 20-летний выпускник Городокского техникума механизации сельского хозяйства несколько суток в одиночку выбирался из пустыни. Когда он вернулся в расположение части - его уже отчаялись ждать.

Из воспоминаний Петра Прусова:

- Однажды мой танк подорвался на мине. Её каким-то образом пропустил трал. Мина взорвалась прямо под танком, причём это оказалась мина кумулятивного действия, то есть она подожгла днище и разорвалась практически на выходе. Я был контужен, ранен (левую ногу задело осколками), но выбрался из танка и уполз в пустыню Сахару. Куда точно ползти – не знал, если бы взял градусов под 45 левее – был бы уже в селении. А так, «вслепую», затерялся в пустыне.

Пока блуждал в Сахаре, пять дней меня не могли найти. Сначала искали без вертолёта. Разумеется, безуспешно. В итоге пять суток я провел без еды и воды. Кровь не останавливалась. Набрался уже полный сапог крови. Затем на поиски отправили вертолёт, и наконец-то обнаружили меня, совершенно обессилевшего. Когда вертолёт появился в небе, я стал размахивать руками, кричать. Так как это было недалеко от части, вертолётчик сообщил мои координаты, и вскоре за мной приехал джип.

Ю.Е. ,2020