В конце февраля в галерее актуального искусства "Х-МАХ" откроется выставка живописи Ольги Цимболенко под названием "Гардероб". Автор в Уфе довольно известная, ее выставки проходили во многих галереях как в нашем, городе, так и в других, включая столицы. Давайте поближе познакомимся с ее творчеством.
Ольга родилась в 1980 году в Уфе. Путь молодой художницы Ольги Цимболенко к начинающейся известности отнюдь не прост: сначала Детская художественная школа № 1 (1994), затем Уфимский педагогический колледж № 1 (1999) по специальности «учитель начальных классов», Московский государственный гуманитарный университет им. М. Шолохова (2004) и, наконец, Уфимская государственная академия искусств им. 3. Исмагилова по специальности «станковая живопись».
Однако даже этот довольно продолжительный период обучения не гарантирует сегодня выпускнику академии работу по призванию - ремеслу можно обучиться, но жить в современном мире одним только «большим» искусством сложно, особенно молодым авторам, для которых в качестве профессионального занятия более просты и коммерчески привлекательны дизайн, полиграфия, реклама. Несмотря на то, что каждый год из стен уфимских художественных вузов выпускаются сотни молодых художников, таковыми на самом деле становятся единицы. Но на Ольгу уже в период обучения можно было возлагать определенные надежды - уже тогда, под влиянием своего наставника, Михаила Алексеевича Назарова, вдохновленного русским авангардом конца XX века, она сумела сформировать собственную художественную систему, в рамках которой ей отнюдь не тесно.
Я люблю ездить в деревню на пленэр вместе с союзом художников. Все рисуют природу, орлов, а меня тянет к людям. Я не хожу далеко в горы, меня волнуют человеческие эмоции. Прошла бабушка, поздоровалась со мной, так получилась картина - рассказывает Ольга.
Товарищи по пленэру не раз отмечали своеобразный подход Цимболенко к поиску сюжета.
– Мы разбегались на машинах по окрестностям, бегали за каким-то бараном, который убежал в горы, а она какой-нибудь бак нарисует, и сама жизнь, - отзывает о молодом мастере Риф Абдуллин. – Ольга видит смысл в том, мимо чего мы проходим, видит красоту в обыденном. Помню, нам наловили карасей, и их очень неудачно пережарили, почти до углей. Лежат они на тарелке, обугленные, никто их не ел, а Ольга взяла и нарисовала их. Она оживила этих рыбок.
Ольга Цимболенко училась в мастерской Михаила Назарова, и это многое объясняет, - ученики заслуженного художника, методом кубофутуризма выразившего суть башкирской деревни, связаны неким стилевым и мировоззренческим единством, сохраняющимся всю творческую жизнь. Хотя понятие «школа» и звучит слишком громко, тем не менее к ученикам Михаила Назарова это понятие применимо в не меньшей степени, чем к ученикам скульптора Николая Калинушкина.
Через учителя лучше всего можно понять ученика. Но если круг творческих интересов Михаила Назарова распространяется в основном на сельскую жизнь (в частности, на малую родину в Зилаирском районе) и построен на народном искусстве - вышивке, росписи, игрушке, лубке, то его ученица пытается отразить эстетику города почти теми же самыми средствами. Замечу, что художники республики достаточно давно и успешно работают с архетипами сельской жизни, говоря о ней вполне современным языком (сейчас речь только о модернистах), - Ринат Харисов с его лубочными картинами татарского аула; символико-романтический Рафаэль Кадыров; Дамир Ишемгулов (тоже, кстати, ученик Михаила Назарова) с его праздничным восприятием башкирской деревни.
В работах художницы город чувствуется не меньше, чем в урбанистических пейзажах, только он шумит где-то за окном («Натюрморт с трамваем», «Окно»), - атрибуты городской жизни вплетаются в замкнутый мир вещей, составляя его индивидуальный лирический тон («Портрет чайника», «Кофе», «Портрет велосипеда»).
Ольга - одна из тех немногих, кто умеет передать чистую поэтику городской среды без уклона в краеведение, когда архитектурные объекты, реалии, географические приметы вызывают у зрителя полный эффект присутствия, превращая картину в ведуту - жанр городского «вида», возникший еще в XVIII веке. В свое время он успешно заменял собой роль фотографии - небольшие по объему графические листы ведут были так же популярны у туристов, как и открытки с видами разных городов в наше время. Архитектор В. Л. Глазычев назвал такое предметно- пространственное отображение городской среды «натюрмортным видением города».
Объектом же художественного творчества Ольги стало эстетическое восприятие без топографических признаков - это город в обобщенном смысле, мгновенные впечатления, независимые от места и времени, чувственный пейзаж («Зима в старом районе», «Трамвай № 9», «Женщины на снегу», «Натюрморт с трамваем», «Нежинская, 34»). Устремления О. Цимболенко близки к футуристическим наработкам как по форме, так и по содержанию: русский авангард вбирал в себя провинциальный мир (самые дерзкие футуристы приехали в российские столицы как раз из заштатных городов), переносил в выставочные залы и заставлял восхищаться примитивизмом и графичностью вывесок, блеском витрин, яркостью трамваев, пестрой толпой прохожих. «Футуризм бесплоден и неумен как отвлеченная школа искусства, притязающая на господство, - писал А. Эфрос. - Но футуризм значителен и прекрасен как пластическая исповедь художника, чувствующего себя растворённым в прибоях, отливах и водоворотах жизни города».
Михаил Назаров в интервью «Башинформу» однажды признался: «Детально изобразить конкретный предмет для меня не так важно. Куда важнее чувства, которые я при этом испытываю. Главным становится бытийное и эмоциональное пространство, окружающее этот конкретный предмет».
В картинах его ученицы также мало примет настоящего времени, отголосков дня сегодняшнего, но каждая работа Ольги Цимболенко превращается в целую многослойную новеллу, полную жизни, настроения, чувств. Заставить неодушевленные вещи рассказывать о жизни людей и способен не каждый художник. Вещи на картинах Ольги хотя и существуют сами по себе, но всегда повествуют о человеке и его мире.
У каждого, наверное, есть воспоминания из детства, когда заперт в шкафу с одеждой. Там ведь целый мир: мамины платья все разные, а папины костюмы все одинаковые. То есть, когда папа в них, они тоже, наверное, разные. Может быть. Но в закрытом шкафу, когда ты маленький, и сидишь внутри – все одинаковые. А мамины платья – разные. По длине, по количеству ткани, по ее фактуре – разные. И это ты еще в темноте цвета не видишь, он откуда-то из памяти возникает.
Выставка «Гардероб», которую мы сделали с Олей Цимболенко, - пишет владелец галереи "Х-МАХ" Максим Холодилин, - отсылает нас к тем самым ощущениям – когда ты маленький и в шкафу с одеждой. И весь твой мир внутри этих деревянных стенок, и настоящего мира (хотя, кто разберет, какой из миров – настоящий?) будто бы и нет вовсе.
Если я вам скажу, что это аллегория, и что на самом деле, это про запертость своего настоящего детского «Я» в светонепроницаемом шкафу хорошего воспитания, плохих привычек и повседневной повседневности, вы, конечно, на меня обидитесь, потому как это и так понятно. Но я и не скажу, да и некогда – мама зовет обедать, пора вылезать из шкафа!
Приходите на выставку Ольги Цимболенко 27 февраля, в 19:00, в галерею "Х-МАХ", по адресу: проспект Октября, 116. Вход свободный.