Найти тему

Гардероб

В конце февраля в галерее актуального искусства "Х-МАХ" откроется выставка живописи Ольги Цимболенко под названием "Гардероб". Автор в Уфе довольно известная, ее выставки проходили во многих галереях как в нашем, городе, так и в других, включая столицы. Давайте поближе познакомимся с ее творчеством.

Ольга родилась в 1980 году в Уфе. Путь молодой художницы Ольги Цимболенко к начинающейся известности отнюдь не прост: сначала Детская художе­ственная школа № 1 (1994), затем Уфим­ский педагогический колледж № 1 (1999) по специальности «учитель начальных классов», Московский государственный гуманитарный университет им. М. Шо­лохова (2004) и, наконец, Уфимская государственная академия искусств им. 3. Исмагилова по специальности «станковая живопись».

О. Цимболенко. "Кофе", 2007.
О. Цимболенко. "Кофе", 2007.

Однако даже этот довольно продол­жительный период обучения не гарантирует сегодня выпускнику академии работу по призванию - ремеслу можно обучиться, но жить в современном мире одним только «большим» искусством сложно, особенно молодым авторам, для которых в качестве профессионального занятия более просты и коммерчески привлекательны дизайн, полиграфия, реклама. Несмотря на то, что каждый год из стен уфимских художе­ственных вузов выпускаются сотни моло­дых художников, таковыми на самом деле становятся единицы. Но на Ольгу уже в период обучения можно было возлагать определенные надежды - уже тогда, под влиянием своего наставника, Михаила Алексеевича Назарова, вдохновленного русским авангардом конца XX века, она сумела сформировать собственную худо­жественную систему, в рамках которой ей отнюдь не тесно.

О.Цимболенко. "Кошка и ягоды"
О.Цимболенко. "Кошка и ягоды"
Я люблю ездить в деревню на пленэр вместе с союзом художников. Все рисуют природу, орлов, а меня тянет к людям. Я не хожу далеко в горы, меня волнуют человеческие эмоции. Прошла бабушка, поздоровалась со мной, так получилась картина - рассказывает Ольга.
Товарищи по пленэру не раз отмечали своеобразный подход Цимболенко к поиску сюжета.
–  Мы разбегались на машинах по окрестностям, бегали за каким-то бараном,  который убежал в горы, а она какой-нибудь бак нарисует, и сама жизнь, - отзывает о молодом мастере Риф Абдуллин. – Ольга видит смысл в том, мимо чего мы проходим, видит красоту в обыденном. Помню, нам наловили карасей, и их очень неудачно пережарили, почти до углей. Лежат они на тарелке, обугленные, никто их не ел, а Ольга взяла и нарисовала их. Она оживила этих рыбок.

Ольга Цимболенко училась в мастер­ской Михаила Назарова, и это многое объ­ясняет, - ученики заслуженного художни­ка, методом кубофутуризма выразившего суть башкирской деревни, связаны неким стилевым и мировоззренческим един­ством, сохраняющимся всю творческую жизнь. Хотя понятие «школа» и звучит слишком громко, тем не менее к ученикам Михаила Назарова это понятие примени­мо в не меньшей степени, чем к ученикам скульптора Николая Калинушкина.

О. Цимболенко. "Портрет велосипеда"
О. Цимболенко. "Портрет велосипеда"

Через учителя лучше всего можно понять ученика. Но если круг творческих интересов Михаила Назарова распростра­няется в основном на сельскую жизнь (в частности, на малую родину в Зилаирском районе) и построен на народном искусстве - вышивке, росписи, игрушке, лубке, то его ученица пытается отразить эстетику города почти теми же самыми средства­ми. Замечу, что художники республики достаточно давно и успешно работают с архетипами сельской жизни, говоря о ней вполне современным языком (сейчас речь только о модернистах), - Ринат Харисов с его лубочными картинами татарского аула; символико-романтический Рафа­эль Кадыров; Дамир Ишемгулов (тоже, кстати, ученик Михаила Назарова) с его праздничным восприятием башкирской деревни.

В работах художницы город чувствуется не меньше, чем в урбанистических пей­зажах, только он шумит где-то за окном («Натюрморт с трамваем», «Окно»), - атрибуты городской жизни вплетаются в замкнутый мир вещей, составляя его индивидуальный лирический тон («Пор­трет чайника», «Кофе», «Портрет вело­сипеда»).

-5

Ольга - одна из тех немногих, кто умеет передать чистую поэтику городской среды без уклона в краеведение, когда ар­хитектурные объекты, реалии, географи­ческие приметы вызывают у зрителя пол­ный эффект присутствия, превращая кар­тину в ведуту - жанр городского «вида», возникший еще в XVIII веке. В свое время он успешно заменял собой роль фотогра­фии - небольшие по объему графические листы ведут были так же популярны у туристов, как и открытки с видами раз­ных городов в наше время. Архитектор В. Л. Глазычев назвал такое предметно- пространственное отображение городской среды «натюрмортным видением города».

-6

Объектом же художественного твор­чества Ольги стало эстетическое восприятие без топографических призна­ков - это город в обобщенном смысле, мгновенные впечатления, независимые от места и времени, чувственный пей­заж («Зима в старом районе», «Трамвай № 9», «Женщины на снегу», «Натюрморт с трамваем», «Нежинская, 34»). Устрем­ления О. Цимболенко близки к футуристическим наработкам как по форме, так и по содержанию: русский авангард вбирал в себя провинциальный мир (са­мые дерзкие футуристы приехали в рос­сийские столицы как раз из заштатных городов), переносил в выставочные залы и заставлял восхищаться примитивиз­мом и графичностью вывесок, блеском витрин, яркостью трамваев, пестрой тол­пой прохожих. «Футуризм бесплоден и неумен как отвлеченная школа искус­ства, притязающая на господство, - писал А. Эфрос. - Но футуризм значителен и прекрасен как пластическая исповедь художника, чувствующего себя растворённым в прибоях, отливах и водоворотах жизни города».

-7

Михаил Назаров в интервью «Башинформу» однажды признался: «Детально изобразить конкретный предмет для меня не так важ­но. Куда важнее чувства, которые я при этом испытываю. Главным становится бытийное и эмоциональное пространство, окружающее этот конкретный предмет».

-8

В картинах его ученицы также мало при­мет настоящего времени, отголосков дня сегодняшнего, но каждая работа Оль­ги Цимболенко превращается в целую многослойную новеллу, полную жизни, настроения, чувств. Заставить неодушевленные вещи рассказывать о жизни людей и способен не каждый художник. Вещи на картинах Ольги хотя и существуют сами по себе, но всегда повествуют о человеке и его мире.

У каждого, наверное, есть воспоминания из детства, когда заперт в шкафу с одеждой. Там ведь целый мир: мамины платья все разные, а папины костюмы все одинаковые. То есть, когда папа в них, они тоже, наверное, разные. Может быть. Но в закрытом шкафу, когда ты маленький, и сидишь внутри – все одинаковые. А мамины платья – разные. По длине, по количеству ткани, по ее фактуре – разные. И это ты еще в темноте цвета не видишь, он откуда-то из памяти возникает.
Выставка «Гардероб», которую мы сделали с Олей Цимболенко, - пишет владелец галереи "Х-МАХ" Максим Холодилин, - отсылает нас к тем самым ощущениям – когда ты маленький и в шкафу с одеждой. И весь твой мир внутри этих деревянных стенок, и настоящего мира (хотя, кто разберет, какой из миров – настоящий?) будто бы и нет вовсе.
Если я вам скажу, что это аллегория, и что на самом деле, это про запертость своего настоящего детского «Я» в светонепроницаемом шкафу хорошего воспитания, плохих привычек и повседневной повседневности, вы, конечно, на меня обидитесь, потому как это и так понятно. Но я и не скажу, да и некогда – мама зовет обедать, пора вылезать из шкафа!
-9
Приходите на выставку Ольги Цимболенко 27 февраля, в 19:00, в галерею "Х-МАХ", по адресу: проспект Октября, 116. Вход свободный.