Найти тему

«Дороги войны» в объективе фотокоров

С «лейкой» на врага

Острый глаз Виктора Тёмина

Михаил Калашников. Правда для «Правды»

В редакцию не вернулся...

Военные корреспонденты и кинооператоры Центрального фронта во дворе у деревенского дома. На фото Е. Копыт, М. Посельский, В. Кинеловский, А. Казаков, Н. Вихерев, К. Литко, Г. Капустянский и другие. Место съемки: деревня Кубань, Курская область 15.07.1943. Автор: Виктор Кинеловский (с сайта rosphoto.com)
Военные корреспонденты и кинооператоры Центрального фронта во дворе у деревенского дома. На фото Е. Копыт, М. Посельский, В. Кинеловский, А. Казаков, Н. Вихерев, К. Литко, Г. Капустянский и другие. Место съемки: деревня Кубань, Курская область 15.07.1943. Автор: Виктор Кинеловский (с сайта rosphoto.com)

Семьдесят пять лет отделяют нас от событий Великой Отечественной войны. О проявленных в этой кровопролитной войне мужестве и подвигах советских людей остались многочисленные свидетельства, запечатлённые в фотографиях, кинокадрах, архивных сведениях и мемуарах. Но что значат эти документальные материалы без внимания со стороны ныне живущих и потомков? Передавая эстафету памяти от поколения к поколению, мы каждый раз воскрешаем доблестные образы тех людей, которые выполняли свой долг и жертвовали жизнью ради мирного будущего. Вспомним имена отечественных фотокорреспондентов, прошедших «с „лейкой“ и блокнотом, а то и с пулемётом, сквозь огонь и стужу…» 1941–1945 годов.

Советская пехота при поддержке танка Т-34 ведет бой в украинском селе. Лето 1943 года. (с сайта rosphoto.com)
Советская пехота при поддержке танка Т-34 ведет бой в украинском селе. Лето 1943 года. (с сайта rosphoto.com)

Свыше двухсот фоторепортёров, корреспондентов центральных и армейских газет вели летопись Великой Отечественной. Их работы наполнены трагизмом, истинными эмоциями, неподдельной человеческой сущностью. Многие не вернулись с этой войны. Их негативы бережно сохраняли солдаты до возвращения на Родину. Журналисты также воевали… Только в их руках была не винтовка, а фотокамера, которая порой «выстреливала» не хуже снайперской винтовки.

Советский боец помогает идти своему раненому в бою товарищу. Судя по камуфляжным маскхалатам, бойцы на фотографии из состава фронтового разведывательного подразделения, либо из состава инженерно-штурмовой части РВГК. Фотография сделана в период боев за Рассеняй в августе 1944 г. Автор: Самарий Гурарий (с сайта rosphoto.com)
Советский боец помогает идти своему раненому в бою товарищу. Судя по камуфляжным маскхалатам, бойцы на фотографии из состава фронтового разведывательного подразделения, либо из состава инженерно-штурмовой части РВГК. Фотография сделана в период боев за Рассеняй в августе 1944 г. Автор: Самарий Гурарий (с сайта rosphoto.com)

Советский военный фоторепортаж запечатлел события первых тяжёлых месяцев войны. Фотографы самоотверженно снимали эпизоды обороны городов, показывали геройство, проявленное при обороне стратегически важных районов, таких, например, как Одесса и Севастополь, как плацдарм Малая земля под Новороссийском. Корреспонденты сражались и фотографировали на передовой линии фронта, в партизанских отрядах; их снимки приобретали огромную патриотическую силу.

Советский солдат бреется в траншее в боевой обстановке. На переднем плане советский автомат ППШ-41 (с рожком), граната РГ-42 и каска СШ-40. Источник: Альбом «Фотографии Устинова А.В. 1941–1945», 1978. Александр Устинов (с сайта rosphoto.com)
Советский солдат бреется в траншее в боевой обстановке. На переднем плане советский автомат ППШ-41 (с рожком), граната РГ-42 и каска СШ-40. Источник: Альбом «Фотографии Устинова А.В. 1941–1945», 1978. Александр Устинов (с сайта rosphoto.com)

Мобильность фототехники давала несомненные преимущества фотографии перед изобразительными искусствами, иногда даже перед военной кинохроникой. Фотографы в передовых шеренгах воинов сопровождали войска в годы наступательных боёв от Волги до Эльбы.

Красноармеец на площади Кальвария (Kalvaria ter) в Будапеште. В центре — брошенная немецкая 105-мм гаубица leFH18 (Kalvaria ter). Авторское название фото — «Советский военный разведчик ведет наблюдение за кварталами Будапешта, занятыми гитлеровцами». Источник информации о фото: rgakfd.altsoft.spb.ru. 1945 год. Автор: Евгений Халдей (с сайта rosphoto.com)
Красноармеец на площади Кальвария (Kalvaria ter) в Будапеште. В центре — брошенная немецкая 105-мм гаубица leFH18 (Kalvaria ter). Авторское название фото — «Советский военный разведчик ведет наблюдение за кварталами Будапешта, занятыми гитлеровцами». Источник информации о фото: rgakfd.altsoft.spb.ru. 1945 год. Автор: Евгений Халдей (с сайта rosphoto.com)

Снимки военных лет, донесшие до нас фронтовые будни, с годами приобретают всё большую ценность – в них остаётся вечно действующая психологическая правда ситуаций и человеческих переживаний. В какой бы период войны ни были сделаны эти снимки: в блокадном Ленинграде, в уличных боях в Сталинграде, в партизанских отрядах, на освобождаемых землях Польши, Чехословакии, Югославии и других стран, – особенно ценными оказываются кадры, в которых обыденность сочетается с образным обобщением. Всматриваясь в фотографии войны, мы воспринимаем их именно как произведения исторического жанра. Снимки, имевшие когда-то достоинства документов дня, по прошествии десятилетий приобретают ещё большую ценность. Они доносят до людей новых поколений трепет страстей, страданий, переживаний уже далёкого прошлого.

Анна Соседова

Продолжение https://zen.yandex.ru/media/vladmuseum/s-leikoi-na-vraga-5e4ce3f607349e4ee436cc00

Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!

В Музейном центре "Палаты" можно увидеть новый совместный проект музейно-выставочного центра РОСФОТО b Владимиро-Суздальского музея-заповедника – выставку «Дороги войны».