Найти тему
Анна Морозова

КАМЕНЬ

Час дня по полудню. Январь. Морозно, градусов -25. Я, Андрей, Женька, Катя, Федя и Максим, каждый с персональным санками, канистрами, вышли за деревню к объездной трассе. Путь лежал не близкий, километров 5. Дорога закруглялась вдоль Чёрной речки по одной стороне и тянулась мимо деревенской свалки по другой стороне. Мимо проезжали машины. Притормаживая, люди глазели на толпу ребятни, видимо, удивлялись тому, что мы с санками, ведь и кататься тут негде - лес, да дорога. Конечно, только местным известна гора, куда мы держали путь. С дороги место это совсем не видно. Поле, а потом и лес тщательно скрывали его от чужих глаз. Сразу можно было узнать свой ты или нет, задав единственный вопрос: "Брал воду на камне?"

Странный вопрос, не правда ли? А вот каждый Казачинец (с. Казачинское), не задумываясь ответит: "Дак, ясное дело!" или "Конечно! И не раз!"

Словно рука великана, давным-давно, миллион лет назад, а может и больше, положила камень на ровную поверхность пустой земли. Камень этот лежал себе много веков на одном месте, обрастая мхом, а потом и лесом. И ни ветер, ни град и дожди не могли сдвинуть его с места. Так и врос он в землю равнины и пустил корни, навсегда оставшись в месте, которое стало казачьим острогом, а позже и районным центром.

Верхушка высокой горы (Камня) тоже равнинная. В 90-х годах там располагались поля, на которых люди садили картофель и мы в том числе. Со временем поля людям стали не нужны и они постепенно начали зарастать лесом.

Свернув с трассы на грунтовку, мы с нетерпением вглядывались вдаль, чтобы разглядеть гору, но до неё ещё идти и идти. Навстречу нам шла бабулька, тянула за собой санки, на которых везла хворост.

- Ребятишки, кататься на Камень пошли или за водой? - весело поинтересовалась она.

- Здравствуйте! Да, и за тем, и за другим! - ответили мы.

Бабушка присела на свой хворост и мы поняли, что она хочет отдохнуть. Мы помялись на месте и хотели было уже уходить, но она начала разговор:

- Хорошее это место, плодородное. И все жители села его любят. Люди здесь от наводнения спасались, большая вода сюда не подбиралась. Там, за источником под Камнем, смородина растёт, летом всегда хожу сюда и за малиной тоже. А на Камень как поднимусь, уйду вправо по дороге мимо полей и вглубь леса, всё дальше и дальше, а всё ради грибов, очень уж я их люблю и дед мой тоже, только он на "увазике" (УАЗ) больше, а я пешком. А воду будете набирать, ступайте по кромке льда аккуратно, она ломкая и вода под ней ледяная. Ну, с богом, - старушка поднялась с хвороста и поздравила с крещением. - Морозно в это крещение. Хорошее лето будет, хлеб уродится.

Бабуля двинула свои санки и не прощаясь пошла дальше. А мы повернулись в сторону Камня. Решено было сперва покататься, а уж потом набрать воды.

Высоко в гору уходила дорога. Хорошо накатанная тракторами и машинами, она блестела, как стекло. Подниматься в гору минуты две, спускаться - секунд тридцать. На санках, которые несут тебя по ледяной дороге со скоростью света, - и тридцать секунд уже хорошо. За эти тридцать секунд в животе сжимается какой-то холодный комок и щекочет тебя изнутри. Сзади догоняют ещё чьи-то санки, ты оглядываешься и резко подрезаешь им путь. А дальше - свалка из саней и хохочущих детей будит тишину леса.

Накатавшись и изрядно извалявшись в снегу, мы побрели к источнику. Раньше кружка там всегда висела. Из неё обычно пили ключевую воду или из ладошек. Набрав свои канистры и напившись крещёной воды, пришлось поторопиться и отойти от родника, потому что к нему уже выстроилась очередь из желающих.

Мороз щипал щёки и носы, к вечеру уже холодало. Знакомый дядька довёз нас в ковше своего Кировца до начала деревни, дальше нельзя. Пешком по четырём улицам и мы дома. Под мамины горячие щи и папины новости, которые он всегда смотрел по телевизору, переключая три канала один за другим, мы делились с родителями впечатлениями. Рассказывали и про бабушку, и про катания, и про родник, про папиного друга, который всю толпу довёз до деревни. Родители слушали, улыбаясь, наверняка вспоминая и своё детство.

© Copyright: Морозова Аннушка, 2018

Свидетельство о публикации №218120901634

Проза.ру

(Перепечатка без разрешения автора запрещена)

Фото из маминого архива.