Найти в Дзене
История и истории

Крестовые походы Византии: как греки освобождали Иерусалим. Часть I

От Ираклия до Никифора Фоки
Оглавление

"Империя Креста простерлась во все стороны". Иоанн Цимисхий, император Византии

Задолго до того, как папа римский Урбан II произнес в Клермоне свою знаменитую речь и тысячи французов принялись спешно нашивать на одежду красные кресты, за десятки и даже сотни лет до Первого Крестового похода освободить Иерусалим от неверных пытались императоры Византии. Ираклий, Никифор II Фока, Иоанн Цимисхий, Василий Болгаробойца... Каждый из них пытался вести священную войну, справедливо полагая, что ведет войну справедливую - чтобы вернуть своё, - но удача улыбнулась только первому из этого списка василевсов. Хотя иногда до святого города было рукой подать...

Сражение императора Ираклия с персами. Фреска Пьеро делла Франческа, XV век.
Сражение императора Ираклия с персами. Фреска Пьеро делла Франческа, XV век.

Священная война Ираклия

К началу 620-х годов положение Восточной Римской империи было хуже не придумаешь. В результате продолжительной войны с Сасанидским Ираном Византия лишилась практически всех восточных провинций - Месопотамии, Армении, Сирии, Палестины, Египта. В 614 году персидским полководцем Шахрваразом был взят и разграблен Иерусалим, христианское население перебито, храм Гроба Господня, построенный в IV веке Константином Великим, разрушен. Священная реликвия - Животворящее древо Христа - на верблюдах была отвезена в персидскую столицу Ктесифон. Персидская конница острыми клиньями вонзилась в Малую Азию, катафракты мыли коней в проливе Босфор. На противоположной стороне проступали сквозь дымку стены великого Константинополя...

В такой ситуации любой правитель поддастся панике, и император Ираклий на какое-то время ей поддался, собрался даже перенести столицу в далекий африканский Карфаген. Но не нашел поддержки ни у церкви, ни у народа. Напротив византийские иерархи стали убеждать императора, что не все потеряно и что нужно объявить священную войне персам. И в подтверждение своих слов собрали из храмов Константинополя драгоценную утварь - все для фронта, все для победы.

"Война началась при общем религиозном возбуждении, чего в более раннее время не было известно, - отмечает выдающийся историк-византинист Георгий Острогорский. - Это была первая типично средневековая война, напоминающая позднейшие крестовые походы. Император лично встал во главе войска, передав на время своего отсутствия регентство над своим несовершеннолетним сыном патриарху Сергию и патрикию Бону".

За короткое время Ираклий подготовил боеспособную армию и весной 622 года начал освободительный поход. Первым делом вторгся в Армению и нанес поражение непобедимому до этого Шахрваразу, после чего очистил от персов всю Малую Азию. После этого предложил персам мир:

- Мы все устали от этой многолетней бойни!

Но послы, отправленные императором к шаханшаху Хосрову II Парвезу, то есть Победителю, вернулось ни с чем, вернее, с отрубленными носами.

- Никакого мира, пока презренные греки не сдадутся на милость Заратуштры, не станут моими рабами! - был ответ Хосрова.

Тяжелая конница Сасанидов. Рисунок Анхела Гарсия Пинто.
Тяжелая конница Сасанидов. Рисунок Анхела Гарсия Пинто.

Делать нечего - в следующем году Ираклий продолжил войну и снова ему сопутствовал успех. Его целью опять стала Армения. Византийские войска взяли штурмом и разрушили крупный город Двин. Похожая участь постигла Ганзаку в северной Мидии - священный город персов, резиденцию родоначальника династии Сасанидов - Арташира I. В этой Ганзаке находился величественный храм Огня, увенчанный грандиозной статуей Хосрова, которая приводилась в движение с помощью специальных механизмов.

"И напав с войском на Персию, Ираклий сразу стал разрушать ее города и уничтожать храмы огня, - пишет хронист Феофан Исповедник. - В одном из них он нашел, что Хозрой (Хосров II) обоготворил себя, изобразив самого себя сидящим на крыше храма, как бы на небе. Здесь были изображены и молния, солнце и луна; ангелы стояли вокруг него, и по желанию с помощью механических приспособлений гремел гром и шел дождь. Увидев эту мерзость, Ираклий ниспроверг ее на землю и превратил в прах".

Храм был снесен до основания, город разграблен.

А война продолжалась. В 626 году защитники Константинополя отразили мощную атаку на город авар и славян, которые действовали в полном согласии с персами, а брат Ираклия Феодор разгромил в Малой Азии персидское войско Шахина. Сам император в это время был на Кавказе, где сумел привлечь на свою сторону могущественного хазарского кагана, получив мощное подкрепление - 40 тысяч прекрасно подготовленных конников. Через год после осады Константинополя с новыми силами Ираклий устремился на юг, в сердце Персидской державы. Возле развалин древней Ниневии осенью 627 года он нанес решающее поражение персам, после чего захватил одну из столиц Хосрова - Дастагерд. Шаханшах вынужден был спасаться в Ктесифоне, где в конце концов и нашел свою гибель - великого царя, восстановившего, пусть и на короткое время, державу легендарных Ахеменидов, убили по приказу его сына Кавада Шируйе. Новый шаханшах поспешил заключить мир с Ираклием, и одним из главных условий византийского императора было возвращение в Иерусалим Животворящего древа Христа.

"В то время как римские провинции освобождались от персов, Ираклий в начале 630 года направился в Иерусалим, - пишет Георгий Острогорский. - Там он при ликовании народа 21 марта вновь воздвиг отнятый у персов Честной Крест. Этот торжественный акт олицетворял победоносное завершение первой великой войны за веру христианской эры".

Первый крестовый поход Византии завершился триумфом. Правда, святыня в Иерусалиме пробыла недолго. Через несколько лет, опасаясь продвижения арабов, которые, подобно саранче, рвали южные границы империи, Ираклий приказал перевезти Животворящее древо Христа в Константинополь. И, как чувствовал, - в 636 году византийцы терпят катастрофическое поражение от арабов при Ярмуке и вскоре весь Ближний Восток, в том числе Иерусалим, оказывается в руках мусульман.

"Подобно буре, он сметал все вокруг"

На протяжении нескольких столетий Восточная Римская империя сдерживала натиск арабов - вначале Омейядов, затем Аббасидов, раз за разом теряя свои земли - следом за Палестиной и Сирией Византия лишилась Египта, Северной Африки, Киликии, Сицилии, Кипра, Крита... Обратное движение началось только в середине X века - при императоре Романе II и его выдающемся полководце, а затем императоре Никифоре Фоке. Именно Никифор, который всячески подчеркивал священный характер войны с агарянами, как называли в Византии арабов (например, Никифор категорически запрещал идти в бой, предварительно не помолившись), одержал первую крупную победу над арабами - летом 961 года был освобожден остров Крит.

Осада Хандака - главного города Крита. Хроника Иоанна Скилицы.
Осада Хандака - главного города Крита. Хроника Иоанна Скилицы.

Лиха беда начало. Справив богатый триумф в столице - сотни скованных цепями пленников, повозки, утопающие в роскошных трофеях, - Никифор вновь отправляется на войну. На этот раз его целью является зажатая между горным хребтом и морем Киликия - исконная византийская земля, захваченная к тому времени Хамданидами - эмирами, правившими в Алеппо. Поход против строптивого Сейф-ад-Даулы закончился блестяще - было захвачено множество городов и селений, а в декабре 962 года пала столица эмирата - Алеппо, по-гречески Верия.

"Он, подобно буре, сметал все вокруг, опустошая поля, порабощая многолюдные селения, - пишет о Никифоре византийский историк Лев Диакон. - Предав огню и мечу все на своем пути, он устремился против крепостей и с первого приступа овладел многими из них... Всякий ревностно выполнял его приказы – ведь он возбуждал и поощрял храбрость воинов не только словами, но и примером, всегда с удивительным мужеством сражаясь впереди фаланги, идя навстречу опасности и доблестно отражая ее. Взяв и разрушив в короткое время более шестидесяти агарянских крепостей, он захватил огромную добычу и увенчал себя такой блистательной победой, какая до него еще никому не доставалась".

Добыча была столь огромной, что на эти деньги Никифор смог впоследствии организовать экспедицию на Сицилию (закончившуюся, правда, неудачей) и подготовить новые ударные подразделения в своей армии - панцирную конницу, катафрактов.

Византийские катафракты против арабов.
Византийские катафракты против арабов.

Не успокоился Никифор и когда стал императором - в 963 году. Всё его шестилетнее правление - это череда военных походов, преимущественно на восток. Планы у императора были поистине грандиозными. Его не устраивало возвращение в состав империи Сирии и Палестины. Он стремился полностью уничтожить арабов, захватить их исконные земли. Но в первую очередь - вернуть все то, что было потеряно более трех столетий назад при первом византийском "крестоносце" - Ираклии.

"Я пойду в Мекку, взяв с собой великое множество солдат, подобных темной ночи, - сообщал Никифор в письме багдадскому халифу Аль-Муги. - Я овладею этим городом, дабы воздвигнуть там трон лучшему из сынов человеческих - Христу. Затем я направлюсь в Иерусалим. Я завоюю Восток и Запад и повсюду распространю религию Христову!"*

Все у Никифора не получилось, но достиг он многого. 16 августа 965 года византийские войска берут Тарс - главный город Киликии, и вскоре эта земля становится византийской провинцией - фемой. В следующем году солдаты Никифора топчут уже красные пески Сирии. Ромеи берут штурмом город Мемпетце (современный Мембидж), где Никифору достается священная реликвия - черепица с изображением Христа.

Через два года следует новый поход. На этот раз войска Никифора стремятся к Иерусалиму. Они берут Арку, древний финикийский город, родину римского императора Александра Севера, где захватывают ценную мусульманскую святыню - Меч Мухаммеда. Затем фаланги Никифора пытаются осадить приморский Триполи, но, смутившись неприступностью укреплений, возвращаются в Сирию: подступают к стенам Антиохии - колыбели христианства, родины Вселенского святителя Иоанна Златоуста. Совсем неспроста Лев Диакон называет Антиохию Великой:

"Никифор прошел всю Сирию до приморских ее областей, победил на своем пути всех противников, сделав их добычею мисян, разрушил множество городов, воздвиг и вооружил в три дня мощную крепость на самых выгодных подступах к Великой Антиохии и вернулся в Византий".
Никифор Фока берет Алеппо. Хроника Иоанна Скилицы.
Никифор Фока берет Алеппо. Хроника Иоанна Скилицы.

Антиохия падет осенью 968 года. Причем овладеет ей не огромная армия, а небольшой, но хорошо подготовленный отряд под командованием военачальника Михаила Вурцы. Полсотни ромеев, погрузив на верблюдов штурмовые лестницы, дождавшись глубокой ночи, подходят к городским стенам, стремительно и бесшумно взбираются на них и так же тихо расправляются со спящей охраной. Так и должен работать спецназ - даже ночные птицы не закричали! Затем, разделившись на мелкие группы, воины Вурцы растекаются по Антиохии и поджигают город с четырех сторон. Арабы в панике, они пытаются оказать сопротивление, но получается это у них так себе - много ли насражаешься в потемках и спросонья? К тому же городские ворота вскоре открыты нараспашку и в них с победным ревом устремляется основная часть византийского войска.

"Антиохийцы не осмелились даже встретиться лицом к лицу с такой силой; побросав оружие, они стали молить о пощаде", - пишет Диакон.

Антиохия наша! Следующая цель - Иерусалим!

Но до святого города Никифор Фока не доберется - он погибнет в собственной спальне, спустя год после взятия Антиохии - станет жертвой обычного для Византии дворцового переворота. И так получится, что его преемник на троне - Иоанн Цимисхий - продолжит "крестоносное дело" своего предшественника. Походы на восток Кира Иоанна, как называет Цимисхия летописец, не менее грандиозны, чем операции Никифора.

Продолжение читайте ЗДЕСЬ.

* - цитата по книге П. Виймара "Крестовые походы".

Источники: Феофан Исповедник. Хронография/ Лев Диакон. История/ Г.А. Острогорский. История византийского государства/ П. Виймар. Крестовые походы

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Аварский натиск на Константинополь: почему провалилась грандиозная осада
Как Византия вернула Крит в родную гавань