Почему франшиза про Терминатора выродилась и пала так низко? Почему новый фильм «Тёмные судьбы» ещё хуже, чем «Генезис»? На эти вопросы есть масса версий и предположений. Однако найти один всеобъемлющий ответ невозможно. Но есть ряд аспектов, которые необходимо выделить в первую очередь. В конце текста я всё-таки выделю одну причину, которая, как мне кажется убила и Т6, и добила франшизу в целом.
Краткий обзор
Несмотря на то, что к 2020 году мы имеем уже шесть фильмов, удачными считаются только первые два. Иначе бы каждый раз перед выходом новой части, мы не слышали
«Этот фильм – прямое продолжение первых двух частей, игнорирующее другие проекты»
Значит даже там понимают и официально признают ущербность всего, что было создано после 1991 года.
Т.е. к выходу «Тёмных судеб» мы имели следующее: «Восстание машин» (со Шварценеггером), «Да придёт спаситель» (псевдо-камео) и «Генезис» (со Шварценеггером) – это неудачи, которые мы учитывать не будем, а вот новый фильм – это продолжение «Т2», а значит, что всё в порядке, тем более, что Кэмерон в кресле продюсера. Кстати, о талантах Кэмерона-продюсера можно поговорить отдельно.
Как режиссёр, он чистой воды гений, тут не может быть каких-либо вопросов, контр-аргументов (если есть, предъявите), но как чистый продюсер (когда он не был одновременно и режиссёром фильма), Кэмерон в последний раз принимал участие в чём-то успешном, как в коммерческой плане, так и в художественном, аж в начале 90-х с фильмом «На гребне волны». Т.е. номинальное участие Кэмерона, как продюсера – это лишь самообман. Впрочем, судя по сборам, самообманулись немногие.
История провалов и их причины
Позиционируя себя, как «продолжение Т2», «Тёмные судьбы», тем не менее, по многим признакам – это скорее продолжение «Генезиса». Пусть сюжет одного полностью отрицает другой, но по своему отношению к зрителям, это братья близнецы!
Шварценеггер
Являясь главным лицом франшизы, воплощением брутальной неподкупной силой – «Киборгом-убийцей», Шварценеггер уже на третьем фильме стал токсичной мишенью для критики. В Т3 было заметно, что ему уже заметно за 50, да и наличие куда более продвинутой модели Терминатора, роль которой исполнила девушка, только добавляла ощущения, что Шварценеггер уже не дышит смертью окружающих его людей, как было в первом фильме и отчасти во втором.
«Генезис» продемонстрировал нам престарелого Терминатора, страдающего то ли от робо-альцгеймера, то ли от киборг-тремора. В любом случае, «Папс» производил гнетущее впечатление, и ничего кроме брезгливости не вызывал. Киборг-убийца исчез, на его месте оказался крепкий придурковатый дедуля, который ищет своей внучке жениха.
Всем было очевидно, что Шварценеггер и соответственно модель Т-800 должна быть безжалостной и устрашающей машиной, независимо от того, что с «Судного дня» прошло тридцать лет. И большинству зрителей уже (как мне кажется) наплевать на Шварценеггера, который последние десять лет снимается исключительно в провальном кино и сам по себе уже не ассоциируется с фатальной силой. Все знают, что он стар, сед и жаден, больше ничего.
Если бы роль Т-800 (если он там вообще нужен) исполнил другой харизматичный качок, то хуже бы точно не было! Его задача – устрашать. Дедушка, шьющий шторы – это не страшно!
«Шторы»
Знаменитые шторы из «Тёмных судеб», которые мог придумать только дебил! Или саботажник, который намеренно планировал коммерческий провал последнего фильма. Придумать подобное – это всё равно, что заменить мечи в «Горце» на фалоимитаторы, а машины в «Форсажах» на самокаты. И ведь все участники этого водевиля держали сценарий в руках, видели, что Т-800 стал Карлом (поскольку Шварценеггер австриец), который шьёт шторы. И не просто их шьёт, так ещё и рассказывает об этом с гордостью!
Такие «шторы» уже встречались в Генезисе. «Вы уже спарились?», «Папс», знаменитая улыбочка + гы-гы (в русском дубляже) и постоянное цитирование знаменитых фраз из первых частей. Но именно в «Тёмных судьбах», фильме, которые должен был искупить грехи прошлых частей, мы узнаём, что Т-800 живёт с женщиной, которая за десятилетия совместной жизни с ним не поняла, что он не человек, при этом шьёт шторы и воспитывает сына. Сразу вспоминается сценка из «Робоцыпа»:
Участие Шварценеггера в этом фильме в роли Т-800 – полнейший провал по всем статьям. Неужели он настолько беден и жаден, что готов сделать из Терминатора раскаявшуюся швейную машину?
Джон Коннор
В «Тёмных судьбах» сценаристы делают именно то, о чём поклонники Терминатора «мечтали» - убивает Джона Коннора в самом начале фильма, делая дальнейший просмотр фильма практически ненужным. Мы пережили Джона-наркомана из третьей части (главная проблема не в том, что он собачьи таблетки ел, а в том, что актёр вообще не подходил на эту роль), мы пережили четвёртую часть, мы пережили и «Генезис», где Джон стал одним целым со Скайнет. Но сам Джон не смог пережить шествую часть, в которой, как все надеялись, он наконец-то будет показан настоящим джигитом.
Вместо Джона мы имеем Дани Рамос, мексиканскую девушку, которая работает на автосборочном предприятии и люто ненавидит новые машины по сборке, одна из которых лишила её брата работы! Это тонкий намёк на то, что в будущем её ненависть к проклятым машинам поможет человечеству выжить.
Человечество настолько безнадёжно, что в очередной раз отправляет защитника в прошлое, чтобы сберечь грядущего спасителя. Вообще роль спасителя вызывает массу вопросов ещё при первом/втором фильме. Но ладно, мы хотя бы можем представить, что изрядно поредевшее и отупевшее население захочет найти лидера в лице опытного бойца Джона Коннора (что, конечно, вряд ли). Но зачем человечеству нужна мексиканская девушка с завода, не имеющая даже опыта армейской службы?
Я понимаю, что в современной кино женщина должна быть во всём равна мужчине. И если человечество спас Джон Коннор, то может и Дани Рамос. Но почему хотя бы не дать ей опыта службы в армии? Если нужна женщина-вожак, то на такую роль может подойти имеющая опыт представительница армии. В Израиле, например, амбициозных профессионалок своего дела полно!)
Феминизм, и как он по факту проявился в фильме
Вообще ничего против сильных женщин в кино не имею, и защитница Дани Рамос – Грэйс, вообще, на мой взгляд – единственный удачный персонаж фильма. Он заряжена на бой, она сама, как Терминатор, который идёт к своей цели, невзирая на опасность! Она совмещает в себе преданность делу и навыки Кайла Риза и мощь терминатора (благодаря операции, которую она пережила в будущем). К ней претензий.
Фильм нередко обвиняли в том, что он следует современным (провальным) феминистичным трендам в кино, и заставляет делать женщин то, что раньше делали исключительно мужчины. Сильная Грейс – это не признак «свихнувшегося фемо-тренда», а просто отличный военный, грамотный боец, которому поручают отправиться в прошлое. Проблем в этом я не вижу вообще.
Старушка Сара. А тут в чём проблема? Она в Т2 отжигала так, что до сих пор входит в топ женских персонажей. И она мотивирована мстить за смерть Джона. Тут я тоже не вижу никакой проблемы. Кроме той, что она в очевидно плохой форме (но это претензии к актрисе).
Спаситель человечества Дани Рамос. Тут у меня вопросы не к тому, что она женщина, а к тому, что человечеству, воюющему с машинами вообще потребовался спаситель. Сейчас на земле живут сотни миллионов человек (как мне кажется), которые либо служат в армии, либо служили, либо воевали, вели перестрелки и т.п. Неужели среди них не найдётся десяти-двадцати тысяч, которые на своих участках организуют борьбу, обучат остальных вести бои и так далее?! Почему какая-то девушка с завода должна спасти человечество? Тот же вопрос и к Джону Коннору.
Т-800, вот именно эта швейная машина и работает на оголтелый «феми-посыл» фильма, а не женские персонажи, которым просто довелось родиться женщинами! Арнольд – воплощение мужественности и брутальности, в этом фильме превращается в посмешище, унижая не столько себя, сколько мужчин вообще.
Суммирую: то, что женщины могут вести бой, быть смелыми, отважными и отчаянными – это факт! Это здоровое проявление правильного феминизма, показывающее, что с женщинами нужно считаться. Мужчина (пусть и Терминатор), который шьёт шторы и балдеет от этого – вот пример нездорового феминизма. Шить шторы мужчине в реальной жизни – не проблема. Но когда это делает Т-800, вот это уже манипуляция.
Выводы
Вероятно некоторая часть зрителей не захотела смотреть фильм из-за предыдущей части франшизы и постоянных байках от Кэмерона. Кого-то смутил трейлер и перебор (на их взгляд) с женскими персонажами. Кто-то прочитал рецензии, посмотрел обзоры, и уже сам, относившийся к нему скептически, отказался спонсировать и этот фильм. А КТО-ТО УЗНАЛ, ЧТО Т-800 ШЬЁТ ШТОРЫ И ЕГО ЗОВУТ КАРЛ! Когда вы узнаёте о Терминаторе такое, то уже никакие достоинства фильма не заставят вам пойти в кинотеатр. Тем более, что у Т6 никаких достоинств, кроме приличного персонажа Грейс и нет.
П.С. ТЕРМИНАТОР ШЬЁТ ШТОРЫ И РЕФЛЕКСИРУЕТ!!!! КТО ЭТО ВООБЩЕ МОГУ ПРИДУМАТЬ?