Если на несколько лет отказаться от получения страховой пенсии по старости, спустя время россияне смогут рассчитывать на существенный рост выплат.
Как пояснил журналистам «Российской газеты» проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, подобная норма содержится в федеральном законе «О страховых пенсиях».
«По закону можно и не оформлять пенсию после достижения установленного пенсионного возраста. В этом случае гражданин затем может получить приличную надбавку. Например, отложенная на 5 лет пенсия – это плюс 30–40% к установленной по обычному возрасту», – сообщил он.
Из истории вопроса
С 1 января 2019 года в России началась пенсионная реформа, в рамках которой постепенно увеличивается возраст выхода на пенсию. К 2028 году он поднимется до 60 лет для женщин и до 65 – для мужчин.
Напомним, что до конца 2018 года женщины выходили на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60.
В октябре прошлого года Минфин опубликовал законопроект, предполагающий создание гарантированного пенсионного плана (ГПП), который позволил бы россиянам копить на пенсию через НПФ за счет личных взносов с зарплат.
Систему планировалось запустить 1 января 2021 года, но правительство не включило ее создание в план законопроектной деятельности на 2020 год.
В качестве примера, подтверждающего свои слова, Сафронов привел следующую ситуацию. Допустим, женщина имеет трудовой стаж 30 лет, 120 пенсионных коэффициентов и готова выйти на пенсию в 55,5 лет. Размер ее пенсии составит около 15 тысяч рублей. Но если она обратится за назначением страховой пенсии по старости спустя 5 лет после возникновения права на нее, то размер ее пенсии составит более 20 тысяч. И это уже более чем на 40% больше, нежели она бы вышла на заслуженный отдых в установленный срок.
А если же обратиться за назначением пенсии спустя 10 лет после наступления установленного срока, согласно расчетам проректора Академии труда и социальных отношений, пенсия вырастет аж в два с лишним раза – до 33–35 тысяч в месяц!
«Разумеется, это средние расчеты. В каждом конкретном случае сумма страховой пенсии рассчитывается индивидуально», – уточнил эксперт.
Впрочем, директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин категорически не согласен с умозаключениями Сафронова. Он напоминает, что средняя продолжительность жизни мужчин в России 67,7 лет. О какой же работе до 70 и выше можно говорить?
«Конечно, если ты всю жизнь был чиновником, сидел в теплом кабинете, ни за что по большому счету не отвечал, то, конечно, можно и до 70 лет протирать штаны. А если вкалывал на стройке, водил машину, мотался по вызовам на скорой? И да, что будет с этими деньгами через 10 лет? В условиях нестабильности экономики никто не может дать гарантий, что они не обесценятся», – указывает Лепехин.
Согласно оценке директора Института ЕАЭС, каждый год количество людей пенсионного возраста сокращается примерно на 10–12% в разной прогрессии для мужчин и женщин. То есть если принять за основу 10 миллионов пенсионеров-мужчин (а именно столько с учетом повышения пенсионного возраста останется к 2025 году), то в 2030-м их будет менее 5 миллионов.
«Во-первых, выплачивать отложенные пенсии будет практически некому, ну кроме долгожителей Кавказа. Во-вторых, никакой 30–40%-й надбавки к пенсии не будет. А в-третьих, рубль снова может рухнуть, как он рухнул в 2015 году… К сожалению, сегодня нельзя верить ни одному слову ни одного чиновника», – отмечает Лепехин.
Необходимо признать, что эти сомнения имеют серьезные основания.
Более того, эксперт отмечает, что чисто теоретически сохранить работу до 70–75 лет можно. Правда, какую?
«Не могу назвать ни одной более или менее приличной работы, на которой могли бы быть востребованы люди старше 70 лет», – отмечает директор Института ЕАЭС.
В свою очередь, политический обозреватель Дмитрий Галкин указывает, что низкие размеры пенсии и без того вынуждают многих российских пенсионеров работать.
«Практически вся российская провинция страдает от депопуляции – люди трудоспособного возраста массово переезжают в крупные города или уезжают на заработки. В городах с населением менее 200 тысяч человек сложилась угроза возникновения дефицита рабочей силы. Промышленные предприятия, образовательные и медицинские учреждения, сфера торговли могут столкнуться с нехваткой работников. Поэтому пенсионеров хотят убедить в необходимости продолжать трудовую деятельность. Вот только сами пенсионеры смогут пахать до 65–70 лет? Чтобы получить увеличенную пенсию и… умереть?» – обращает внимание политолог.