Газета «КоммерсантЪ» сообщила в своей публикации, что китайские власти «планируют отменить субсидии за 2020–2022 годы, в 2019 году уже отказались от субсидий на порожние контейнеры».
Насколько снизится субсидирование?
Напомним, именно государственное субсидирование экспортных железнодорожных контейнерных перевозок обеспечило с 2011 года взрывной рост потока контейнеров на направлении из Китая в Европу. Сокращение или отмена этих субсидий повлечет увеличение тарифов на перевозку и может снизить темпы роста грузопотока.
«Целенаправленной озвученной и зафиксированной программы снижения субсидий нет, — уточняет заместитель гендиректора ОАО РЖД Алексей Шило.— Мы ее ощущаем с точки зрения прекращения субсидирования порожних контейнеров. Что касается груженых контейнеров, то помощь в виде субсидий со стороны государства оказывается точечно, и, если у одной провинции их убирают, как правило, дают какой-нибудь другой».
Андрей Шило также пояснил, что, хотя объем субсидий сокращается «по нашим оценкам, примерно на 10% по перевозке груженых контейнеров, снижения ровно на 10% в общих объемах по груженой части мы не видим». То есть сокращение субсидирование пока не приводит к пропорциональному сокращению объемов перевозок.
Как изменится грузопоток?
Полностью отменять субсидии китайские власти в 2020 году не планируют, объясняет гендиректор «РЖД Логистики» Дмитрий Мурев. «По официальной информации, объем поддержки уменьшится на 10%, до 30% стоимости перевозки. При этом власти намерены увеличить количество экспортных контейнерных поездов. По неофициальным данным, речь может идти о росте на те же 10%», — рассказал он.
«По нашим прогнозам, рост перевозок по направлению Китай—Европа—Китай в 2020 году составит около 10%», — соглашается с оценкой коллег директор Rail Cargo Logistics Rus Александр Баскаков и полагает, что сокращение субсидий «глобально на рынок не повлияет». «На текущий год мы уже получили ответ от крупнейших игроков китайского рынка о продолжении субсидирования, так что мы надеемся на позитивный сценарий».
Эксперты TELS также не ожидают существенного сокращения роста рынка контейнерных ж/д перевозок из Китая, хотя грузовой портфель, возможно, претерпит некоторую корректировку. Рост тарифов не будет чувствительным для значительной части грузов на этом направлении, поскольку это достаточно дорогостоящая продукция.
По данным РЖД, в январе контейнеропоток из КНР в Европу по железной дороге вырос на 22% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, даже несмотря на эпидемию короновируса в Китае.
Конкуренция между видами транспорта
На фоне развития автотранспортного грузового сообщения между Китаем и Российской Федерацией, сокращение субсидий и рост тарифов на ж/д перевозки может стать дополнительным стимулом для импортеров чаще использовать автомобильный транспорт.
Активнее рассматривать сухопутные пути доставки грузов как альтернативу морским перевозкам грузовладельцев подвигает еще и тот факт, что рынок морских перевозок стал вести себя нестабильно. Как сообщает новостной ресурс The Loadstar со ссылкой на свои источники, в январе линии вернулись к практике переноса сроков погрузки контейнеров (roll-over) на маршрутах из Азии, при этом перевозчики продолжают сокращать вместимость. Возникший дефицит вместимости привел к тому, что переносится погрузка контейнеров даже по VIP-контрактам.
Александр Жикин, Департамент маркетинга ГК TELS
Использованные источники: «Коммерсант», РЖД-Партнер, infranews.ru, chinalogist.ru
***
СПРАВКА. Группа компаний TELS организует грузовые перевозки в/из Китая всеми видами транспорта, включая логистические схемы с заездом автотранспорта вглубь Китая. Реализована доставка широкого спектра видов грузов, включая высокоточное медицинское оборудование и медпрепараты, сложную электротехнику, производственное оборудование, аккумуляторные батареи, продукцию легкой промышленности, химическое сырье, тяжеловесные опасные грузы и пр. Во многих случаях заказчику предлагается несколько схем доставки грузов, которые он может использовать для оптимизации логистических затрат бизнеса в различных ситуациях.