Найти тему
Журнал МОСТ

Палачи и отморозки: история театра "Гоголь-центр"

Сегодня “Гоголь-центр” – одна из главных площадок современного искусства не только в масштабах Москвы, но и всей страны. Скандалы, судебные разбирательства и прочие общественные волнения сопровождают культурный центр не только последние несколько лет, но являются его частью практически с самого момента основания. Как появился “Гоголь-центр”, почему его жизнь всегда была такой неспокойной и как его артисты влияют на российскую и европейскую культуру? Рассказываем в новом материале.

По-настоящему громкий скандал разразился в Московском драматическом театре имени Гоголя летом 2012 года, когда на пост художественного руководителя был назначен Кирилл Серебренников. Новый руководитель решил реконструировать театр, полностью отказавшись от старого репертуара и сделав площадку новым культурным пространством.

Московский драматический театр имени Гоголя работал с 1925 года. Был учрежден для агитационно-просветительской деятельности в среде железнодорожников и рабочих других предприятий Москвы.

В 1934 году во главе театра (на тот момент театр Гоголя стал Московским театром транспорта) стали МХАТовцы Иван Берсенев, Владимир Готовцев и Серафима Бирман. Единомышленники Станиславского, непосредственно работавшие с ним, оказали большое влияние на молодой театр. Как говорят историки, трио – Берсенев, Готовцев и Бирман, сделали “прививку МХАТа”. С 1948 года театр возглавлял уже другой МХАТовец Илья Судаков.

Режиссёры, работавшие в Московском театре транспорта, стремились к актуальности репертуара. Они чувствовали эпоху и время, ставили классику, делая её созвучной современности.

Перед тем как в театр пришел Кирилл Серебренников, афиша театра пестрела такими названиями как “Женщин похищать опасно”, “Тётка Чарлея”, “Жених в шкафу, или Страсти на Козьем Болоте”. Инициатива Серебренникова реорганизовать театр, создать новое пространство с новым репертуаром, отклика у труппы не нашла. Сотрудники театра и его поклонники вышли на митинги. Одним из главных аргументов несогласных стал тот факт, что новый художественный руководитель не является адептом системы Станиславского и её культ не поддерживает.

К тому моменту Кирилл Серебренников был педагогом актёрско-режиссёрского курса в Школе-студии МХАТ, который после выпуска стала труппой “Седьмая студия”. Из мастерской Серебренникова вышли Александр Горчилин, режиссер нашумевшей “Кислоты”, Филипп Авдеев, Александра Ревенко и другие. Вызов, поднятие табуированных и неудобных тем, которые принято замалчивать, – так можно охарактеризовать деятельность участников “Седьмой студии”.

Пространство “Гоголь-центра” открылось в феврале 2013 года в обновлённом здании прежнего театра, став одной из самых современных и технически мощных площадок Москвы. Резидентами нового театрального центра являются четыре команды – Студия “SounDrama”, “Седьмая студия”, Компания современного танца “Диалог Данс” и труппа бывшего МДТ имени Гоголя.

В репертуар “Гоголь-центра” вошли спектакли “Седьмой студии”, которые уже показывались ранее на площадке Центра современного искусства “Винзавод”. За семь лет существования проекта в афише собралось значительное число постановок, резко контрастирующих с репертуаром бывшего МДТ имени Гоголя.

Открыла сезон постановка Серебренникова “Отморозки” по книге Захара Прилепина. Герои спектакля, дети “лихих девяностых”, нуждаясь в свободе, ходят на митинги и акции. Они борются против несправедливости, социального расслоения и правительственного произвола. Лауреат “Золотой маски”, спектакль “Отморозки” одним из первых в России обратился к политическому театру.

В 2014 году “Седьмая студия” выпустила постановку “(М)ученик”. В её основе пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, в которой главный герой, мальчик Вениамин (Никита Кукушкин), считает, что знает всё о моральных нормах. Его поведение становится для окружающих настоящим испытанием. Кирилл Серебренников задаёт в постановке актуальный вопрос: “Где граница между моралью и нетерпимостью, свободой и вседозволенностью, проповедью и терроризмом, религией и манипуляцией?”.

-2

Осенью 2015 года зрители увидели спектакль “Кому на Руси жить хорошо” (реж. Кирилл Серебренников), в каждом элементе которого угадывается современная Россия.

Помимо неудобных и острых спектаклей Кирилла Серебренникова, в репертуаре театрального центра множество постановок его единомышленников. Максим Диденко стал автором “Хармс. Мыр” и “Пастернак. Сестра моя – жизнь”. Спектакль о Пастернаке вошел в поэтический цикл “Звезда”, который составляют пять постановок о разных поэтах. Диденко обратился к фигуре поэта Серебряного века не просто так: сложные, крайне неоднозначные взаимоотношения поэта и Сталина становятся предметом изучения режиссёра. Спектакли Диденко, в которых наряду со словом существуют выразительный пластический театр и музыка Ивана Кушнира, органично встраиваются в репертуар центра современных искусств.

Спектакль “Мандельштам. Век-волкодав” продолжает упомянутый цикл. Режиссёр Антон Адасинский, основатель известной петербургско-дрезденской пластической труппы DEREVO, отдал одну из главных ролей актрисе Чулпан Хаматовой. Спектакль построен на пластике – главном языке театра Антона Адасинского – и музыке. Лишённый трагической патетики “Мандельштам. Волк-волкодав” разрушает душевное равновесие зрителей, обнажая страшную эпоху, в которой жил Мандельштам.

Одна из последних постановок “Палачи” вышла в конце 2019 года. Расстрел невинного человека, жертвы судебного процесса – так начинается действие спектакля. Серебренников обращается к популярному сейчас ирландскому драматургу Мартину Макдонаху и переносит действие пьесы из Лондона 1960-х в конец российских 90-х. Главные герои – бывшие палачи, исполнявшие смертные приговоры до 1996 года, когда Ельциным был подписан мораторий на смертную казнь. Запрет на казнь наложен, но палачи остались, и жизнь без “их дела” даётся тяжело.

Помимо спектаклей, которые как нельзя точнее отражают российскую действительность, и оттого часто становится предметом проверок и осуждений со стороны различных персон и институций, в пространстве “Гоголь-центра” устраиваются лекции, концерты российских и зарубежных исполнителей, показы фильмов, которые в широкий прокат в России так и не вышли.

Сегодня “Гоголь-центр” – уникальный проект, охватывающий все сферы культурной жизни Москвы. Назначение Кирилла Серебренникова на пост художественного руководителя буквально вдохнуло жизнь в очередной “пропахший нафталином” театр. Рефлексирующий художник чутко реагирует на действительность, давая её зрителю без прикрас. Сегодня “Гоголь-центр” – это одна из самых радикальных площадок, ежевечерне собирающая полные залы.

В феврале 2020 года на сцене БДТ имени Товстоногова в рамках гастролей будут показаны два спектакля Кирилла Серебренникова: “Маленькие трагедии” – 18 и 19 февраля и “(М)ученик” – 21 и 22 февраля.

_________________

Автор: Алиса Хворостян

Изображения: Гоголь-центр