Читая многочисленные материалы в соцсетях, которые так или иначе касаются нашей многострадальной экономики, приходится удивляться обилию авторов, претендующих не просто на глубину познаний в этой области, но и на некий доверенный только им инсайд. Причем тон таких публикаций скорее подошёл бы прокурору из недоброй памяти тройки, чем современному блогеру: безапелляционные суждения, много обличительного пафоса, практически ноль достоверных фактов и тут же приговор – виновен!
При чтении таких опусов не покидает ощущение (прямо дежавю какое-то), что именно это ты где-то уже читал. Особенно по части – кто виноват. Не надо долго гадать. Стоит почитать украинские сайты, посвященные нашему житию-бытию, чтобы увидеть, что их авторы – ну просто близнецы-браться со многими нашими известными блогерами, занявшими уютную нишу пламенных обличителей.
Насколько корыстна такая позиция и, прямо скажем, с двойным дном, как у контрабандиста, особенно видно по освещению непростой ситуации вокруг ВТС. Позиция наших премудрых пескарей такая: жили мы – не тужили, и вот вдруг нам на голову где-то в 2017 году откуда ни возьмись появился этот монстр и «подмял под себя все лакомые куски в республиках». Вот тут хочется остановиться и разобраться. Не в связи ли со столетием октябрьской революции на нас свалилась такая напасть?
Да нет, юбилейная дата здесь не причём. И свою недобрую роль сыграли совсем другие бесы. Кто-то ещё помнит, что до весны 2017 года, несмотря на весь политический раздрай с киевской хунтой (война войной, а обед по расписанию), у наших предприятий практически не было проблем с реализацией своей продукцией. Чего греха таить, шла она прямиком в ту же незалежную по линии прежней хозяйственной кооперации. Это обеспечивало относительно стабильную зарплату. Правда, кроме этого республика ничего больше не имела, неся приличные расходы на поддержание инфраструктуры. Ведь все налоги от ударной работы наших предприятий шли в бюджет Украины. Кстати, из этих же денег финансировалась пресловутая АТО. То есть мы сами же оплачивали недюжие усилия бандеровской власти нашему истреблению. А мы всё живём и живём.
Вот это и показалось недопустимым радикалам-националистам, которые ранней весной 2017 года заблокировали сначала железную дорогу, а потом и другие транспортные пути между республикой и Украиной. К слову сказать, сделали это они в ущерб интересам собственной страны. Помнится, поначалу громы и молнии метал сам Порошенко, грозился силой разблокировать и счета виновным в блокаде выставить. Да не тут-то было. Выпущенный на волю мерзкий джин фашиствующего национализма оказался сильнее своего собственного покровителя. И власти сдались. Поняв, что этот процесс затормозить нельзя, они решили его возглавить. Кто-то может забыл, но в середине мая того же 2017 года Совет национальной безопасности и обороны Украины по предложению президента Порошенко инициировал полную остановку транспортного сообщения с Донбассом. Разумеется, это решение вызвало бурю восторга националистов.
Самоуправство националистов, трусость и капитуляция перед ними официального Киева были настолько вопиющими, что тогда возмутился даже немецкий МИД, всегда поддерживавший майданные власти. По его мнению, эта незаконная блокада не только сводит на нет усилия по мирному урегулированию, но и ставит под угрозу энергоснабжение самой Украины. То есть немцы поняли, что плакали их денежки в форме всевозможных кредитов и иных вливаний в украинскую демократию.
Ну а нам была уготована участь блокадного Ленинграда. Не надо объяснять, что такое производство без сбыта. Тем более в условиях жесточайшего санкционного режима коллективного Запада. И чего греха таить, наша продукция – и уголь, и металлопрокат - оказалась, как принято сейчас говорить, токсичной даже для российских партнёров, поскольку это была (и продолжает оставаться) для них прямой и скорой дорогой в санкционный режим уже для них самих.
Казалось бы, на этот раз сбылась голубая мечта галицийских нациков. Ситуация для нас была вроде бы тупиковая. Со дня на день ждали от нас белого флага. Но именно в это время и был найден, наверное, единственный и безальтернативный вариант фактического спасения нашей промышленности, и не только её одной. Под откос должна была пойти вся социалка, питающаяся от налогов предприятий. Этим спасительным вариантом и стал «Внешторгсервис». Вот скажут: лукавая схема. Специалисты могут поспорить на эту тему. А я скажу по-другому: а как вы хотели в обстановке развёрнутой против нас войны на уничтожение?!
Более того, оказались соблюдены не только приличия, но и нормы закона. Ведь ВТС не хапнул, не отжал эти предприятия, как утверждают украинские борзописцы и их здешние близнецы-братья. ВТС – лишь управляющая компания, при том, что предприятия остались за их прежними собственниками. А вот налоги от производственной деятельности теперь пошли в бюджет республик, на их социалку, то есть на нужды тех, кто трудится на предприятиях, членов их семей, вообще – населения. Что в этом неправильного? Сегодня ВТС – крупнейший налогоплательщик республик. Есть с этим сегодня проблемы? – Есть! Но зато и есть с кого конкретно спросить, поскольку ответственность не размыта между многочисленными субъектами.
К работе ВТС может быть масса претензий. Но ведь удалось же после начала майской блокады стабилизировать ситуацию в 2018-19 года. Фронтовые условия не позволяли тратить время на поиски оптимальных путей, эксперименты. Всё срочно создавалось с нуля, кроилось по-живому. И ещё ждёт своего времени выяснение причин некоторых сбоев в работе ВТС, которые произошли совсем не по объективным причинам или в результате неправильных управленческих решений. Ведь и другая сторона не дремала, и её кадры и контактёры тогда были обильно представлены в управленческих структурах. А сознательный саботаж в условиях реальных военных действий никто не отменял. Но время всё расставляет по своим местам. Из ошибок делаются выводы. Накапливается бесценный опыт, которого раньше не было. Ведь нам уготована участь первопроходцев.