Найти в Дзене
Король нохчи😈

Классика мировой литературы в сюжетах любимых фильмов. Топ 10.

Оглавление

Французский театровед Жорж Польти писал, что существует всего 36 драматических ситуаций, на основе которых строятся сюжеты всех художественных произведений.

Сколько драматурги ни пыжылись, больше никто так и не насчитал. Время шло, пресловутые 36 ситуаций перекочевали в литературу, а затем и на большие экраны, где и по сей день эксплуатируются сценаристами.

Я, конечно же, ни в одном месте не Польти, но при просмотре но некоторую преемственность из классики тоже разглядел.

1. Принц и нищий.

Источник: https://cadelta.ru/movies/id4558
Источник: https://cadelta.ru/movies/id4558

Знакомая концепция, когда богатый и бедняк вдруг "меняются местами". каждому приходится примерять на себя шкуру другого и привыкать к жизни в новом социальном статусе, приспосабливаться к "новому" окружению. Отсюда возникает ряд комических ситуаций, и открывается широкий простор для социальной сатиры.

Самый яркий фильм на эту тему - разумеется "Двое: я и моя тень". Также на ум приходит "наш ответ" - вполне смотрибельная комедия "Президент и его внучка". Часто используется половинчатый вариант, когда богатей внезапно спускается "на грешную землю": Поездка в Америку, Игра Престолов (линия Арьи, правда тут было нифига не смешно), За бортом (разумеется, оригинал с Куртом Расселом).

2. Война миров.

Источник: https://twitter.com/Grajdansky/status/998668971296641032
Источник: https://twitter.com/Grajdansky/status/998668971296641032

Во второй половине XIX века Европу захлестнула литература вторжения. Ещё за 40 лет до начала Первой Мировой гениальные литераторы (подарите мне кто-нибудь словарь синонимов) того времени жoпой чувствовали, шо скоро бахнет.

Но выделился на общем фоне Герберт Уэллс. В его романе, в родную Англию вторгались не мерзкие немцы (французы, русские -нужное подчеркнуть), а целые марсиане. В его романе и были заложены основные концепции противостояния с инопланетными злыднями:

  • подавляющее технологическое превосходство противника
  • подавляющее технологическое превосходство противника
  • полный крах национальных вооружённых сил
  • герой из ражданских пытающийся хоть как-то выжить
  • чудесное спасение человечества.

Все эти исходные данные благополучным образом используются во всех фильмах о столкновении цивилизаций. Прчём фантасты XX века пошли дальше. И к уже заезженным инопланетянам добавились зомби, роботы или древние монстры.

3. Доктор Джеккилл и мистер Хайд.

Источник: https://www.artfile.ru/i.php?i=743311
Источник: https://www.artfile.ru/i.php?i=743311

Это одна из моих любимых позиций. Противостояние благопристойного гражданина с внутренним зверем - это настолько вкусный сюжет, что почти любой фильм на эту тему "выстреливает".

Особенно рьяно ноу-хау Стивенсона эксплуатируют в кинокоммиксах. Россомаха, Халк, Джокер (который последний) - по сути это старый добрый (вернее не очень) мистер Хайд с блэк Джеком и тёлками. Хотя особо прошаренные читатели могут вспомнить образы берсеркеров из германских саг. Вполне возможно, именно эти отмороженные головорезы и послужили прообразом такого заманчивого конфликта.

4. Золушка

Источник:https://fashionandlifeapp.wordpress.com/2018/08/27/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%B5-%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B0%D1%80%D1%8B-xx/amp/
Источник:https://fashionandlifeapp.wordpress.com/2018/08/27/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%B5-%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B0%D1%80%D1%8B-xx/amp/

Благодаря счастливой случайности (или настоящему чуду?) бедная девушка вмиг всплывает с социального дна и взмывает куда-то к облакам. Просто чудо, а не сюжет))

Вот эта сказка - ну прям на все времена! Согласно википедии (ссылается на басурманский источник, который в силу малограмотности прочесть не смогу) у этого сюжета свыше 1 000 воплощений. Не мудрено, что и киноделы радостно накинулись на несчастную девушку и давай её экранизировать и в хвост и в гриву.

Вот правда в 99,99999999999999999999999999999999999999% получается третьесортное мыло, прозванное в простонародье унылым гoвнuщем. Сколько я не пыжился, кроме "красотки" ничего достойного вспомнить не смог.

5. Граф Монте-Кристо

Источник: https://fanparty.ru/fanclubs/psychological-movies/pictures/1234400/download
Источник: https://fanparty.ru/fanclubs/psychological-movies/pictures/1234400/download

Отвлечёмся от розовых соплей и перейдём к суровым мстюнам. Фильмы про страшную мстю можно поделить на 2 категории.

В 1 обиженный герой берёт батин дробовичок и начинает дырявить всех нехороших (как ему кажется) человеков одного за другим (Каратель, Убить Билла, 90% фильмов со Стивеном Сигалом и Джейсоном Стэтхэмом) .

Во 2 варианте всё куда интересней. Персонаж составляет мстительный премстительный план, превращая возмездие в хитроумную игру. И тут уже на ум немедленно приходит роман Александра Дюма.

Наследниками Эдмона Дантеса (главный герой романа, если что, а то вдруг меня и дети читают) можно считать такие ленты как: Законопослушный гражданин, Иллюзия обмана, V значит вендетта (там прям прямым текстом говорится о преемственности), Стартрек: Возмездие (кто-бы мог подумать!) и многие другие, принцип вы поняли))

6. Дориан Грэй

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5c77eca0c65f5c00c8de353b/advokat-diavola-5cb46e4135471600aff0b1c0
Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5c77eca0c65f5c00c8de353b/advokat-diavola-5cb46e4135471600aff0b1c0

Тоже один из любимых сюжетов. Персонаж стремглав несётся "к успеху". Он бодро топает по головам, проворачивает лихие афёры и тд. Короче, идёт на всё и получает немерено денег, власти, славы, ну и всё такое прочее.

Но при этом внутри человека остаётся всё меньше человеческого (надо изменить псевдоним на "Король тавтологии"). И со временем весь из себя успешный герой осознаёт, что внутри у него всё сгнило. Ну, проще говоря

Легендарный роман Оскара Уайлда был шикарно переосмыслен в таких киношедеврах как: Адвокат дьявола, Лицо со шрамом, Волк с Уолл-стрит, Оружейный барон. А также в ряде менее культовых картин.

7. И ты, сынку!?

Пожалуй поступок в Аватаре наиболее морально оправдан. Ибо Джейк предал не национальную армию, а космический вариант Blackwater, занимавшийся откровенным геноцидом местного населения. Источник: http://www.specnaz.ru/articles/247/29/2643.htm
Пожалуй поступок в Аватаре наиболее морально оправдан. Ибо Джейк предал не национальную армию, а космический вариант Blackwater, занимавшийся откровенным геноцидом местного населения. Источник: http://www.specnaz.ru/articles/247/29/2643.htm

Такой фразой (надеюсь, не надо напоминать - откуда она) я решил озаглавить сюжетную ситуацию, когда у персонажа эта самая, ну как она там, ну та самая, которая эта, короче вы поняли)

Поддавшись этому высокому чувству герой забывает о предыдущих обязательствах. Всё, больше ничего не существует. Таким образом, находясь под чарами феи любви, персонаж совершает предательство. Это довольно распространённая ситуация, но воплощают на экране её с разной степенью успешности. Начиная от омерзительного форсажа (по крайней мере 1 части, к остальным я даже прикасаться не стал) и заканчивая шикарной "Местью Ситхов". Но, как по мне, интереснеё всего эта тема обыграна в фильме "На гребне волны" (скоро поговорим о нём отдельно.

8. Пьерский плен (нет). Плен Пьера (как будто речь о Буратино). Пьер в плену у Бони (отсыл к известному КВНовскому номеру от РУДН)

Вспомните 4 том Войны и Мира. Тот самый момент, когда Пьер Безухов оказывается во французском плену. Там он видит простых солдат и его переклинивает. Безухов вдруг осознаёт, что все его материальные блага - это по большому счёту фикция. Что до этого он не жил настоящей жизнью, а только лишь притворялся. Ничего вам не напоминает?

Просто оцените всю убийственную мощь Льва Николаевича, который умудрился в пару глав впихнуть всю философию "Бойцовского клуба"! Наверное, всю подборку можно было бы сделать из одной "Войны и мира".

9. Полиция мыслей и всё такое

Источник: http://twitter-com.aurebeshtranslator.net/maxim_nm/status/1210261900342284288
Источник: http://twitter-com.aurebeshtranslator.net/maxim_nm/status/1210261900342284288

Роман 1984 Джорджа Оруэлла был написан в 1948 году (какое милое совпадение). И несмотря на то, что само повествование (на мой бездарный взгляд) весьма так себе, там были изложены основные клише, которыми все антиутопии пользуются до сих пор:

  • огромное государство, с людоедской идеологией
  • культ личности правителя
  • тотальная слежка и всеобщее доносительство
  • развитые силовые структуры, занимающиеся репрессиями (а чем же ещё?)
  • повсеместная нищета

Есть популярное мнение, что Оруэлл подрезал это всё у Евгения Замятина. К своему стыду роман "Мы" я не читал, поэтому втыкать своё мнение тут не буду.

10. 93 год

Источник: https://www.pinterest.fr/pin/747386500639265604/
Источник: https://www.pinterest.fr/pin/747386500639265604/

Не тот 93!

Источник: https://www.pinterest.ru/pin/722616702682217808/?amp_client_id=CLIENT_ID(_)&mweb_unauth_id={{default.session}}
Источник: https://www.pinterest.ru/pin/722616702682217808/?amp_client_id=CLIENT_ID(_)&mweb_unauth_id={{default.session}}

Превосходно. Речь идёт о романе Виктора Гюго, посвящённом Вандейскому мятежу, начавшемся сразу после Великой Французской революции. с Эх было время, когда французы умели воевать на все деньги. 200 лет назад фиг бы кто посмел клепать про них обидные мемы.

Но я отвлёкся, роман о противостоянии маркиза де Лантенака (лидер повстанцев) и молодого республиканского офицера Говэна (по совместительству, внучатый племянник маркиза). Лантенак с небольшим отрядом и двумя спиногрызами-заложниками оказывается заперт в башне. Пока республиканцы штурмуют укрепление, маркиза выводят его подчинённые с помощью тайного хода.

Выбравшись из башни, Лантенак видит, что боец, оставшийся прикрывать отход, устроил пожар. Маркиз бросается обратно и вытаскивает из огня детей. Однако, в результате своего героического поступка Лантенак попадает в плен к республиканцам. Надо понимать, что возвращаясь в охваченную пламенем башню, маркиз не только жертвовал своей жизнью (спойлер: в плену его казнили). Во многом вандейское восстание (по роману, как было на самом деле я не в курсе) держалось на его полководческих способностях. То есть он пожертвовал всей своей борьбой ради спасения невинных жизней.

Не знаю как у вас, а я прямо-таки вижу генерала Фрэнсиса Хаммела из "Скалы". Сюда же можно добавить всех злыдней, которых пресловутаю дуга характера в конце концов толкает на благородные поступки: Дарт Вейдер, Уолтер Уайт, офицер Диксон (из великолепного фильма: "Три билборда на границе Эббинга, Миссури) и многие другие.