Французский театровед Жорж Польти писал, что существует всего 36 драматических ситуаций, на основе которых строятся сюжеты всех художественных произведений.
Сколько драматурги ни пыжылись, больше никто так и не насчитал. Время шло, пресловутые 36 ситуаций перекочевали в литературу, а затем и на большие экраны, где и по сей день эксплуатируются сценаристами.
Я, конечно же, ни в одном месте не Польти, но при просмотре но некоторую преемственность из классики тоже разглядел.
1. Принц и нищий.
Знакомая концепция, когда богатый и бедняк вдруг "меняются местами". каждому приходится примерять на себя шкуру другого и привыкать к жизни в новом социальном статусе, приспосабливаться к "новому" окружению. Отсюда возникает ряд комических ситуаций, и открывается широкий простор для социальной сатиры.
Самый яркий фильм на эту тему - разумеется "Двое: я и моя тень". Также на ум приходит "наш ответ" - вполне смотрибельная комедия "Президент и его внучка". Часто используется половинчатый вариант, когда богатей внезапно спускается "на грешную землю": Поездка в Америку, Игра Престолов (линия Арьи, правда тут было нифига не смешно), За бортом (разумеется, оригинал с Куртом Расселом).
2. Война миров.
Во второй половине XIX века Европу захлестнула литература вторжения. Ещё за 40 лет до начала Первой Мировой гениальные литераторы (подарите мне кто-нибудь словарь синонимов) того времени жoпой чувствовали, шо скоро бахнет.
Но выделился на общем фоне Герберт Уэллс. В его романе, в родную Англию вторгались не мерзкие немцы (французы, русские -нужное подчеркнуть), а целые марсиане. В его романе и были заложены основные концепции противостояния с инопланетными злыднями:
- подавляющее технологическое превосходство противника
- подавляющее технологическое превосходство противника
- полный крах национальных вооружённых сил
- герой из ражданских пытающийся хоть как-то выжить
- чудесное спасение человечества.
Все эти исходные данные благополучным образом используются во всех фильмах о столкновении цивилизаций. Прчём фантасты XX века пошли дальше. И к уже заезженным инопланетянам добавились зомби, роботы или древние монстры.
3. Доктор Джеккилл и мистер Хайд.
Это одна из моих любимых позиций. Противостояние благопристойного гражданина с внутренним зверем - это настолько вкусный сюжет, что почти любой фильм на эту тему "выстреливает".
Особенно рьяно ноу-хау Стивенсона эксплуатируют в кинокоммиксах. Россомаха, Халк, Джокер (который последний) - по сути это старый добрый (вернее не очень) мистер Хайд с блэк Джеком и тёлками. Хотя особо прошаренные читатели могут вспомнить образы берсеркеров из германских саг. Вполне возможно, именно эти отмороженные головорезы и послужили прообразом такого заманчивого конфликта.
4. Золушка
Благодаря счастливой случайности (или настоящему чуду?) бедная девушка вмиг всплывает с социального дна и взмывает куда-то к облакам. Просто чудо, а не сюжет))
Вот эта сказка - ну прям на все времена! Согласно википедии (ссылается на басурманский источник, который в силу малограмотности прочесть не смогу) у этого сюжета свыше 1 000 воплощений. Не мудрено, что и киноделы радостно накинулись на несчастную девушку и давай её экранизировать и в хвост и в гриву.
Вот правда в 99,99999999999999999999999999999999999999% получается третьесортное мыло, прозванное в простонародье унылым гoвнuщем. Сколько я не пыжился, кроме "красотки" ничего достойного вспомнить не смог.
5. Граф Монте-Кристо
Отвлечёмся от розовых соплей и перейдём к суровым мстюнам. Фильмы про страшную мстю можно поделить на 2 категории.
В 1 обиженный герой берёт батин дробовичок и начинает дырявить всех нехороших (как ему кажется) человеков одного за другим (Каратель, Убить Билла, 90% фильмов со Стивеном Сигалом и Джейсоном Стэтхэмом) .
Во 2 варианте всё куда интересней. Персонаж составляет мстительный премстительный план, превращая возмездие в хитроумную игру. И тут уже на ум немедленно приходит роман Александра Дюма.
Наследниками Эдмона Дантеса (главный герой романа, если что, а то вдруг меня и дети читают) можно считать такие ленты как: Законопослушный гражданин, Иллюзия обмана, V значит вендетта (там прям прямым текстом говорится о преемственности), Стартрек: Возмездие (кто-бы мог подумать!) и многие другие, принцип вы поняли))
6. Дориан Грэй
Тоже один из любимых сюжетов. Персонаж стремглав несётся "к успеху". Он бодро топает по головам, проворачивает лихие афёры и тд. Короче, идёт на всё и получает немерено денег, власти, славы, ну и всё такое прочее.
Но при этом внутри человека остаётся всё меньше человеческого (надо изменить псевдоним на "Король тавтологии"). И со временем весь из себя успешный герой осознаёт, что внутри у него всё сгнило. Ну, проще говоря
Легендарный роман Оскара Уайлда был шикарно переосмыслен в таких киношедеврах как: Адвокат дьявола, Лицо со шрамом, Волк с Уолл-стрит, Оружейный барон. А также в ряде менее культовых картин.
7. И ты, сынку!?
Такой фразой (надеюсь, не надо напоминать - откуда она) я решил озаглавить сюжетную ситуацию, когда у персонажа эта самая, ну как она там, ну та самая, которая эта, короче вы поняли)
Поддавшись этому высокому чувству герой забывает о предыдущих обязательствах. Всё, больше ничего не существует. Таким образом, находясь под чарами феи любви, персонаж совершает предательство. Это довольно распространённая ситуация, но воплощают на экране её с разной степенью успешности. Начиная от омерзительного форсажа (по крайней мере 1 части, к остальным я даже прикасаться не стал) и заканчивая шикарной "Местью Ситхов". Но, как по мне, интереснеё всего эта тема обыграна в фильме "На гребне волны" (скоро поговорим о нём отдельно.
8. Пьерский плен (нет). Плен Пьера (как будто речь о Буратино). Пьер в плену у Бони (отсыл к известному КВНовскому номеру от РУДН)
Вспомните 4 том Войны и Мира. Тот самый момент, когда Пьер Безухов оказывается во французском плену. Там он видит простых солдат и его переклинивает. Безухов вдруг осознаёт, что все его материальные блага - это по большому счёту фикция. Что до этого он не жил настоящей жизнью, а только лишь притворялся. Ничего вам не напоминает?
Просто оцените всю убийственную мощь Льва Николаевича, который умудрился в пару глав впихнуть всю философию "Бойцовского клуба"! Наверное, всю подборку можно было бы сделать из одной "Войны и мира".
9. Полиция мыслей и всё такое
Роман 1984 Джорджа Оруэлла был написан в 1948 году (какое милое совпадение). И несмотря на то, что само повествование (на мой бездарный взгляд) весьма так себе, там были изложены основные клише, которыми все антиутопии пользуются до сих пор:
- огромное государство, с людоедской идеологией
- культ личности правителя
- тотальная слежка и всеобщее доносительство
- развитые силовые структуры, занимающиеся репрессиями (а чем же ещё?)
- повсеместная нищета
Есть популярное мнение, что Оруэлл подрезал это всё у Евгения Замятина. К своему стыду роман "Мы" я не читал, поэтому втыкать своё мнение тут не буду.
10. 93 год
Не тот 93!
Превосходно. Речь идёт о романе Виктора Гюго, посвящённом Вандейскому мятежу, начавшемся сразу после Великой Французской революции. с Эх было время, когда французы умели воевать на все деньги. 200 лет назад фиг бы кто посмел клепать про них обидные мемы.
Но я отвлёкся, роман о противостоянии маркиза де Лантенака (лидер повстанцев) и молодого республиканского офицера Говэна (по совместительству, внучатый племянник маркиза). Лантенак с небольшим отрядом и двумя спиногрызами-заложниками оказывается заперт в башне. Пока республиканцы штурмуют укрепление, маркиза выводят его подчинённые с помощью тайного хода.
Выбравшись из башни, Лантенак видит, что боец, оставшийся прикрывать отход, устроил пожар. Маркиз бросается обратно и вытаскивает из огня детей. Однако, в результате своего героического поступка Лантенак попадает в плен к республиканцам. Надо понимать, что возвращаясь в охваченную пламенем башню, маркиз не только жертвовал своей жизнью (спойлер: в плену его казнили). Во многом вандейское восстание (по роману, как было на самом деле я не в курсе) держалось на его полководческих способностях. То есть он пожертвовал всей своей борьбой ради спасения невинных жизней.
Не знаю как у вас, а я прямо-таки вижу генерала Фрэнсиса Хаммела из "Скалы". Сюда же можно добавить всех злыдней, которых пресловутаю дуга характера в конце концов толкает на благородные поступки: Дарт Вейдер, Уолтер Уайт, офицер Диксон (из великолепного фильма: "Три билборда на границе Эббинга, Миссури) и многие другие.