Некрещеные живые не безнадежны. Можно даже сказать что для Церкви все они потенциальные члены, которые должны бы быть объектом миссионерских усилий.
Ревнители церковного благочестия выступают за безусловный запрет на поминовение некрещеных живых. В храмах не позволяют писать в записках имена некрещеных живых, а тем кто верит в силу молитвы и хочет чтобы посредством молитвы их некрещеные близкие стали членами Церкви, указывают на домашнюю молитву. Разберемся с этим вопросом.
Для начала стоит заметить, что настоящим бредом является расхожее даже среди православного духовенства мнение о том, что за всех некрещеных живых Церковь якобы молится за каждой Литургией в тексте молитв об оглашенных. Не нужно вдаваться в исторические и литургические аспекты несуществующего нынче института оглашенных, чтобы понять, что подобное мнение не может иметь права на существование.
Теперь по делу. Премудрый Господь, «… Который хочет чтобы все люди спаслись и достигли познания истины…» (1 Тим. 2:4) установил для членов Церкви земной совершение Божественной Литургии, совершаемой о всех и за вся. Все в том же 1-ом послании к Тимофею апостол Павел наставляет христиан: «… Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу…» (1 Тим. 2:1-3). Безусловно речь идет о живых. Но речи не идет о только крещеных живых. Совершенно понятно, что совершая ежедневную молитву даже общего содержания о богохранимой стране, властях и воинстве трудно сказать кто там из этих властей и воинства крещеные, а кто нет. Выходит что «в общем» просьбу апостола Павла мы исполняем. Почему же тогда некоторые ревнители благочестия так нетерпимы, когда речь идет о поименном поминовении в храме некрещеных живых? Не совсем понятно.
Многие некрещеные люди имеют по природе христианский дух и их нравственность и уклад жизни близок к христианскому. Многим из них совсем не много нужно для того чтобы стать членами Церкви и познать Истину. Сами они пока не молятся. Но памятуя о силе именно церковной молитвы видится, что для многих из таких людей именно этой молитвы не хватает для изменения их жизни. Но не Церкви ли в том числе должна быть забота о том, чтобы и эти люди спаслись? Ограничение церковной молитвы о них по лишь формальному отсутствию факта крещения не соответствует Евангельскому учению. Почему не помочь тому, кому можно помочь? Не в этом ли суть христианского делания? Кроме того отсутствуют канонические правила, которые бы напрямую запрещали церковную молитву о некрещеных живых.
Вывод такой. Церковная молитва о некрещеных живых не должна пресекаема неоправданным формализмом, не имеющим обоснования как в православном вероучении так и в практике молитвы.