Не могу сказать, что неовестерн "Старикам тут не место" является моим любимым фильмом - после премьерного показа и до прошлой недели я даже и пересматривал его всего раз, наверное, когда наткнулся в телевизоре. Однако в сети его вспоминают довольно часто, особенно в связи с образом персонажа Хавьера Бардема. Каких только заголовков я не встречал... "Чигур - идеальный психопат", "Чигур - самый реалистичный убийца в кино", "Чигур - воплощение смерти на земле"... Ну, такое... Меня давно терзали смутные сомнения о том, существовал ли в принципе такой герой во вселенной фильма, или это какой-то собирательный образ мифов и страхов местных жителей. А недавно в общении с одним знакомым я взялся пересматривать кино и вдруг совершенно твердо осознал, что Чигур в фильме - это, буквально, отражение или даже тень совсем другого человека. Того, кто и вершил все страшные преступления. Того, кого никто не мог подозревать в убийствах. Того, на кого вы бы никогда не подумали...
Настоящий преступник в фильме - это шериф Эд Том Белл, а Антон Чигур - всего лишь его вымышленная альтернативная личность.
Поверьте, я ни в коем случае не хочу безосновательно очернить заслуженного стража правопорядка, но нам стоит обратить внимание на его мировоззрение и ощущение реальности. Герой Томми Ли Джонса ведь совсем не случайно сокрушается о том, что старые правила и понятия в современном мире больше не действуют. С точки зрения своего консервативного воспитания и опыта шериф Белл больше не может справляться с вызовами, но вместо того, чтобы уступить дорогу молодым, этот человек создает для себя новую вымышленную личность сурового и неумолимого вершителя высшей справедливости. Эд Том Белл становится Антоном Чигуром, возможно, даже не осознавая этого, но действуя из самых лучших побуждений.
Эд Том - это Чигур. Звучит бредово, я знаю. Но позвольте привести доводы в пользу этой идеи. Они небезупречны, мне сложно будет отстаивать свои выводы столь же уверенно, как я это делал в случае с "Бойцовским клубом", "Назад в будущее" или "Человеком-невидимкой", но если задуматься, смысл в аргументах есть. Просто постарайтесь дочитать до конца и вспомнить, как все это выглядит в фильме.
Итак, начнем с того, что даже фонетически имена Антон и Эд Том очень схожи. Просто попробуйте их "на вкус", близкие по звучанию имена - излюбленный прием показать раздвоение личности, появление доппельгангера или близнеца. Навскидку вспомните хотя бы Олю и Яло в "Королевстве кривых зеркал" - это немного другой случай, но тоже очень близкий.
Продолжим тем, что два эти персонажа - Антон Чигур и Эд Том Белл - ни в одной сцене фильме не оказываются рядом в кадре. Больше того, Беллу, даже когда рассказывают о совершенных Чигуром преступлениях, ни разу не называют имя убийцы и не дают его описания. Такое ощущение, что авторы просто бояться выдать "тайну единой личности" шерифа и киллера раньше времени.
Далее. В самом начале фильма, когда Чигур совершает первое убийство, мы наблюдаем довольно странную сцену. Мужчина, ставший первой жертвой, обращается к "убийце с пневмопистолетом" как к полицейскому или какому-то иному представителю власти, хотя мы видим Чигура в его привычном гражданском одеянии. Не потому ли остановленный так себя ведет, что на самом деле к нему обращается шериф Белл? Возможно, здесь мы видим первое полноценное обращение Белла в Чигура.
Следующее странное совпадение - обнаружение Чигуром местонахождения Льюэллина. Убийца не получал никаких сведений, чтобы определить, где скрывается его цель, однако все же выходит на Мосса, но только лишь тогда, когда о том, где прячется персонаж Джоша Бролина, жена Льюэллина рассказывает не кому-либо, а именно шерифу. Видимо, для Чигура этого достаточно - либо он находится на телепатической связи с Беллом, либо, что более достоверно, Белл и отправился в указанное место, "преобразовавшись" в убийцу.
Самое очевидное подтверждение этой теории мы видим в эпизоде с посещением шерифом номера мотеля, где прятался Мосс. Никаким разумными аргументами невозможно объяснить, каким образом Чигуру удалось остаться незамеченным в крохотной комнатке, когда туда вошел Белл. Кроме одного. Белл и был Чигуром. В кадре это можно заметить даже визуально - когда шериф открывает дверь, мы видим раздвоенную тень, таким образом нам показывают, как два образа сливаются в один.
Наконец, ближе к финалу встреча Чигура и Карлы Джин тоже смотрится несколько нелепо. Жена Льюэллина Мосса встречает убийцу словами: "Я знала, что ты придешь" и ведет себя так, словно знакома с Антоном. Это можно объяснить только тем, что в действительности она разговаривает с Эдом Томом и думает, что именно шериф добрался до ее мужа после того, как она рассказала о его местонахождении.
Есть еще несколько деталей, которые не просто вписываются в данную концепцию, но и существенно закрепляют ее. Например, мы не видим смерть Льюэллина, и авторы скрывают ее от нас ровно потому, что в кино нам показывают только то, что видит Белл - своими глазами или глазами своего злого "альтер эго". А задумывались ли вы когда-нибудь, почему у Чигура такое странное имя и столь нелепый облик? Не потому ли, что он является фантазией человека, у которого навыки воображения уже почти атрофировались?
Да, эта идея наверное заслуживает того, чтобы ее распяли, но мне нравится думать, что в Белле присутствует что-то от Двуликого, которого Томми Ли Джонс сыграл когда-то в очередном фильме о Бэтмене. И подбрасывание монетки здесь тоже очень кстати. Как говорится: "Совпадение?! Не думаю..."
Готов защищаться от ваших нападок в комментариях, только давайте договоримся не приплетать книгу - то, что литературный первоисточник и фильм должны отличаться, я устал объяснять.
В кино по-прежнему увидеться не получится, так что приходите почитать. У меня еще полно мусора в голове. Ваш Киновед в домашнем...