Известно, что Илья Репин смог нарисовать свою самую известную картину "Бурлаки на Волге" после своего путешествия по Волге, которое он совершил вместе с художниками Федором Васильевым, Евгением Макаровым и своим братом. Но, замысел у молодого Репина, учившегося в Императорской Академии художеств возник немного раньше, когда он увидел бечевую тягу на Неве во время речной прогулки с другим будущим известным художником Константином Савицким и был поражен видом и тяжкой долей бурлаков. А дружба с Ф. Васильевым, имевшего покровительство графа С.Г. Строганова (учредителя "Строгановки") позволила осуществить поездку.
Во время волжского путешествия, которое началось от Твери, художники пытались найти место для занятий живописью и осуществления репинской идеи о бурлаках - они задержались в Ставрополе (на Волге), хотели остановиться в Морквашах, но в итоге поселились ближе к Самаре - в Ширяевом Буераке (Ширяево) . Здесь для Репина сложились все условия для написания картины, главное из которых - здесь были бурлаки, которых он мог рисовать на постоянной основе. Дело в том, во-первых, лямочное бурлачество по коренной Волге с развитием коноводного, кабестанного и особенно парового судоходства как массовое явление практически сошло на нет (к этому времени и государство от экономической нецелесообразности отказалось поддерживать бечевник - бурлацкую береговую "дорогу") и если встречалось, то в большей степени на коротких дистанциях (правда на Мариинской водной системе и притоках сохранялось вплоть до 90-х годов), во-вторых, чтобы зарисовать вид работающей бурлацкой артели в лямке художнику нужно было бы идти вместе с ней, по крайней мере какое-то время. Поэтому в качестве "натурных бурлаков" для Репина выступили судорабочие, бурлаки занятые на перевозках обожженной извести. (что и подтверждается далее в тексте воспоминаний Ильи Репина). В каменоломнях Ширяевского буерака добывали и обжигали известняк, нагружаемый потом на суда для перевозки в ближайшие губернии по Волге и состав работников , занятых таким делом (нагрузкой, перевозкой, а при необходимости где-то и подтягиванием судов лямкой) был в определенной мере постоянным. Вот как писал об этом сам художник: "Утром после чая я специально шел на берег охотиться на моих "Бурлаков". Пройдя каменистым берегом выше Лысой горы верхней тропинкой, я поджидал барку с луговой стороны: здесь здесь, на одной из отмелей, бурлаки складывали лямки, подбирали бечеву, садились, ложились в сладкой неге и свободе на палубе и иногда даже запевали. Мне все слышно сверху и видно, как на ладони...". И далее Репин описывает ключевой момент - встречу главного персонажа будущей картины, вокруг которого он и построил весь сюжет - бурлака-расстригу Канина: "Я спускаюсь навстречу тихвинке, на которой приближается команда из одиннадцати бурлаков с подростком-мальчиком, уполномоченным от хозяина, как я узнал после, доставить из Царевщины известь в Симбирск...Эти мальчики были сущие кровопийцы. - Вы не смотрите, что он еще молокосос, а , ведь, такое стерво: как за хлеб, так за брань; нечего говорить, веселая наша семейка, - жаловался почтенный старик в арестантской фуражке. Но меня это нисколько не занимает: нет. Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу , - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой!... Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное, - цвет его лица!"...
Открытка М. Дмитриева с известковым заводом на переднем плане:
Продолжение следует...
Если интересно, подписывайтесь - будет стимул развиваться!