Найти тему

Бурлаки на Волге?...или кого Репин в Ширяево рисовал. (ч.1)

Известно, что Илья Репин смог нарисовать свою самую известную картину "Бурлаки на Волге" после своего путешествия по Волге, которое он совершил вместе с художниками Федором Васильевым, Евгением Макаровым и своим братом. Но, замысел у молодого Репина, учившегося в Императорской Академии художеств возник немного раньше, когда он увидел бечевую тягу на Неве во время речной прогулки с другим будущим известным художником Константином Савицким и был поражен видом и тяжкой долей бурлаков. А дружба с Ф. Васильевым, имевшего покровительство графа С.Г. Строганова (учредителя "Строгановки") позволила осуществить поездку.

Во время волжского путешествия, которое началось от Твери, художники пытались найти место для занятий живописью и осуществления репинской идеи о бурлаках - они задержались в Ставрополе (на Волге), хотели остановиться в Морквашах, но в итоге поселились ближе к Самаре - в Ширяевом Буераке (Ширяево) . Здесь для Репина сложились все условия для написания картины, главное из которых - здесь были бурлаки, которых он мог рисовать на постоянной основе. Дело в том, во-первых, лямочное бурлачество по коренной Волге с развитием коноводного, кабестанного и особенно парового судоходства как массовое явление практически сошло на нет (к этому времени и государство от экономической нецелесообразности отказалось поддерживать бечевник - бурлацкую береговую "дорогу") и если встречалось, то в большей степени на коротких дистанциях (правда на Мариинской водной системе и притоках сохранялось вплоть до 90-х годов), во-вторых, чтобы зарисовать вид работающей бурлацкой артели в лямке художнику нужно было бы идти вместе с ней, по крайней мере какое-то время. Поэтому в качестве "натурных бурлаков" для Репина выступили судорабочие, бурлаки занятые на перевозках обожженной извести. (что и подтверждается далее в тексте воспоминаний Ильи Репина). В каменоломнях Ширяевского буерака добывали и обжигали известняк, нагружаемый потом на суда для перевозки в ближайшие губернии по Волге и состав работников , занятых таким делом (нагрузкой, перевозкой, а при необходимости где-то и подтягиванием судов лямкой) был в определенной мере постоянным. Вот как писал об этом сам художник: "Утром после чая я специально шел на берег охотиться на моих "Бурлаков". Пройдя каменистым берегом выше Лысой горы верхней тропинкой, я поджидал барку с луговой стороны: здесь здесь, на одной из отмелей, бурлаки складывали лямки, подбирали бечеву, садились, ложились в сладкой неге и свободе на палубе и иногда даже запевали. Мне все слышно сверху и видно, как на ладони...". И далее Репин описывает ключевой момент - встречу главного персонажа будущей картины, вокруг которого он и построил весь сюжет - бурлака-расстригу Канина: "Я спускаюсь навстречу тихвинке, на которой приближается команда из одиннадцати бурлаков с подростком-мальчиком, уполномоченным от хозяина, как я узнал после, доставить из Царевщины известь в Симбирск...Эти мальчики были сущие кровопийцы. - Вы не смотрите, что он еще молокосос, а , ведь, такое стерво: как за хлеб, так за брань; нечего говорить, веселая наша семейка, - жаловался почтенный старик в арестантской фуражке. Но меня это нисколько не занимает: нет. Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу , - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой!... Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное, - цвет его лица!"...

И.Е. Репин
И.Е. Репин
Бурлаки на Неве
Бурлаки на Неве

Эскиз
Эскиз
Первая мысль картины
Первая мысль картины

Эскиз одного из первоначальных вариантов картины
Эскиз одного из первоначальных вариантов картины

Эскиз, близкий к окончательной редакции картины
Эскиз, близкий к окончательной редакции картины
Бурлаки на Волге
Бурлаки на Волге
Бурлаки...в цвете
Бурлаки...в цвете

Открытка М. Дмитриева с известковым заводом на переднем плане:

Ширяев буерак
Ширяев буерак

Продолжение следует...

Если интересно, подписывайтесь - будет стимул развиваться!