Найти тему
Сергей Аксенов

Фермионы и бозоны

Возьмите два магнита и попробуйте прижать их друг к другу одноименными полюсами. Вы почувствуете, что они сопротивляются, и у вас ничего не получается. Вы давите на магниты со всей силы, но между ними по-прежнему остается пустота. Вы видите, что бруски магнитов уперлись в пустоту, которая не дает им дотронуться друг до друга. Отсюда вывод: между магнитами находится не пустота, а материя-невидимка.

Материю бруска мы можем видеть глазами, щупать руками и пробовать на вкус, а материю-невидимку нельзя увидеть глазами, пощупать руками и попробовать на вкус. Чтобы не путаться в словах, физики договорились видимую материю называть словом «вещество», а материю-невидимку называть словом «поле». Таким образом получается, что школьный магнит состоит из двух материй: вещество + поле. Почему вы видите вещество, но не видите поле? Потому что они состоят из разных частиц. Вещество состоит из фермионов, а поле состоит из бозонов.

Фермион — это частица, названная в честь итальянского физика Энрико Ферми. А бозон — это частица, названная в честь индийского физика Шатьендраната Бозе. И фермионы, и бозоны гораздо меньше атома. Они меньше человеческого тела во столько раз, во сколько человеческое тело меньше Вселенной.

Любая металлическая монета, любая бумажная купюра является веществом. Значит, и монета, и купюра состоят из фермионов. Это нас не удивляет. Но нас может удивить то, что деньги, как и магнит, тоже окружены своим полем, которое тоже состоит из бозонов.

Поле денег мы называем словом «ценность». Вспомните эксперимент, во время которого мы намазали столб дёгтем и повесили на него пачку долларов. В этом эксперименте бозоны ценности притягивали людей к пачке долларов так же, как бозоны магнитного поля притягивают к магниту гвозди. Так как в тысяче евро бозонов гораздо больше, чем в одном рубле, то за тысячу евро вы можете купить много чего, а за рубль — мало чего.