Нина Петровна Кухарчу́к родилась в селе Василев, что на Холмщине, входившей в то время в состав Российской империи, ныне это Томашувский повят (Люблинское воеводство, Польша). Её отец, Пётр Васильевич, был обычным крестьянином из русинской (украинской) семьи, проживающей в Закарпатье. Маму звали Екатерина Григорьевна. Семья была бедной, многодетной.
В 9 лет Нина пошла в сельскую школу. Ей там было интересно, забавно, любопытно. Знания давались легко. Свободно говорила на польском, русском и украинском языках. Двенадцатилетней Нина поступила в четырёхлетнюю прогимназию. Только год отучилась девочка в гимназии, когда началась Первая мировая война. На окраину Российской Империи вступила австрийская армия. А отец Нины ушёл на фронт... Семья встретилась с ним случайно, на одной из пересадок на одной из небольших станций. Пётр Васильевич, служивший во вспомогательной части, упросил командование взять жену на работу как кухарку. А дети помогали матери, путешествовали в обозе. Серьёзная девочка забавляла командира части. Решил он помочь ей продолжить учёбу дальше и переправил Нину в Киев с письмом к епископу Евлогию. Так девушка устроилась «на казенный» счёт в холмское Мариинское женское училище, вывезенное в Одессу. Там обычно учились дочери чиновников и духовенства – крестьянку бы ни за что не приняли. Но кто спросит, откуда девочка, если записывает её лично епископ? Так Нине помогли военная неразбериха и заступничество епископа Евлогия.
В 1920 году в Киеве окончательном утвердилась советская власть. Нина горела революцией, будущим и в 1920 году вступила в ВКП(б). Партия дала задание: Кухарчук должна была вести агитацию за советскую власть в украинских сёлах. В то время быть агитатором было опасно – их отлавливали, избивали, убивали. Грамотность Нины, её острый ум и умение найти язык с простыми людьми заметили.
Вскоре Кухарчук заведовала в ЦК Компартии Западной Украины отделом по работе с женщинами. Советской власти остро не хватало образованных кадров и девушка, закончившая училище, стала стремительно делать карьеру. Её откомандировали на шестимесячные курсы в Коммунистический университет им. Свердлова в Москву, а потом перекинули в Донецкую область преподавать в партшколе.
В 1922 году Нина Кухарчук оказалась в Юзовке (ныне Донецк) в качестве преподавателя. Там девушка и встретила Никиту Хрущева, который на тот момент был уже вдовцом с двумя детьми. Круглолицая миловидная девушка с модной тогда короткой стрижкой приглянулась молодому, забавному рабфаковцу. Став жить гражданским браком с Никитой Хрущёвым, она приняла его детей от первого брака и родила ещё своих.
В дальнейшем свой жизненный путь Нина Кухарчук проходила вместе с Никитой Хрущёвым...
Молодая женщина не похоронила себя в трудном быте. И когда в 1926-ом её пригласили в Москву на учёбу в Коммунистической академии им. Крупской – она съездила и поучилась. После чего была направлена преподавателем политэкономии в Киевскую межокружную партийную школу. И Хрущёв едет следом за женой. Её карьера явно лучше, так что выбор, Донецкая область или Киев, даже не стоял.
Нина вдохновила Никиту продолжить учёбу. Для этого в 1930-м всей семьёй они отправились в Москву. И долго ютились с тремя детьми в общежитии, пока им не выделили четырехкомнатную квартиру в знаменитом Доме на набережной. Нина Петровна работала на Московском электрозаводе имени Куйбышева (МЭЛЗ), была членом парткома и руководила отделом агитации и пропаганды. На заводе Нина проработала до 1935 года, когда у них родился сын Сергей. В 1937 году у них родилась дочь Елена. Через год, конечно, Нина Петровна вернулась к карьере, не прекращала общественной работы.
Супруги очень любили друг друга, хотя официально они расписаны не были – брак зарегистрировали только в 1965 году. Нина Петровна была на вид простодушной и домашней. Но считать её хлопотливой тётушкой, занимавшейся только домашним хозяйством, было большой ошибкой. Кухарчук не любила готовить, убираться и создавать уют в доме. Семья жила в государственных квартирах, поэтому все бытовые заботы Нина Петровна переложила на плечи помощников по дому, а сама лишь строго следила за их выполнением.
Война и эвакуация в Куйбышев стали для неё мотивом искать новые пути саморазвития. Ещё со школьных лет она свободно владела русским, украинским, польским и французским языками. В Куйбышеве пошла учиться английскому! И заговорила на нём свободно.
Никита Сергеевич всё время проводил на фронте – не прятался и всегда был в гуще событий. Война забрала старшего сына Хрущёва – Леонид погиб в бою. И супруги удочерили и вырастили его дочь Юлию.
После войны семья вернулась в Киев и Нина Петровна начала вникать в дела Украины. Именно Кухарчук убедила Хрущёва в необходимости поддержки сферы искусств и культуры. Никита Сергеевич знал, что жена и умнее, и образованнее, и проницательнее его, и часто делился с ней стоящими перед ним вопросами – выслушивал советы. Все знали, что если надо повлиять на Хрущёва – убеди Кухарчук. А убедить в чём угодно её было нельзя. Нужны были аргументы, нужны были доказательства, которые она станет обдумывать так и этак. Благодаря упорству Нины Петровны Украина в составе СССР стала вторым по значению государственным образованием.
В 1955 году Никита Сергеевич пришел к власти. Став первой леди, Нина Петровна не расслабилась, не разнежилась. Да, она не любила наряжаться – всем своим видом Нина Кухарчук подчеркивала свое крестьянское происхождение и близость к народу, которому недоступны были дорогие наряды и украшения. Всегда старалась выглядеть соответственно своему возрасту. Воспитание советской женщины было таковым, что для неё общественная деятельность была важнее нарядов. Не стоит исключать тот факт, что скромная одежда была элементом советской идеологии. Однако, к тому же Нина Петровна обладала при этом прекрасными манерами и могла поддерживать непринужденную светскую беседу на русском, украинском, польском, английском и французском.
В 1959 году Никита Хрущёв впервые отправился с визитом в США: вместе с супругой он встречался с президентом Дуайтом Эйзенхауэром и его женой Мейми: тогда его жена Нина Петровна произвела прекрасное впечатление на представителей элит США и зарубежных журналистов, которые оценили её знание английского языка и светские манеры.
Многие знают знаменитые фотографии со встречи Никиты Хрущёва и Джона Кеннеди в 1961 году, на которой первые лица государств запечатлены вместе со своими супругами.
В западных СМИ поднялся небывалый шум: фотографии с Ниной Кухарчук и Жаклин Кеннеди облетели весь мир, супруги правителей двух сверхдержав были на всех обложках, журналисты упражнялась в остроумии, сравнивая жен Хрущёва и Кеннеди. Нельзя не заметить, насколько простоватой и неухоженной смотрелась Нина Петровна рядом с иконой стиля Жаклин Кеннеди. Её появление тогда произвело фурор именно из-за несоответствия её общественного положения и внешнего вида. Небрежно причесанная, в цветастом наряде, она выглядит «русской бабушкой» в халате, и на Западе её так и называли. При этом, конечно, «забыли» упомянуть, что она свободно общалась на английском и тот факт, что между Жаклин и Ниной разница почти в 30 лет. Тот самый случай, когда по одёжке встречают.
Ее сразу окрестили «русской матушкой» и успокоились, забыв про страх ядерной войны. Правда, некоторые более злорадные говорили, что она выглядит, как советский холодильник, такая же большая и квадратная. Кто-то из американских журналистов едко подметил: «Хрущёва выглядит так, как будто сам Никита Сергеевич юбку надел». Знаменитая фотография нашей «добродушной труженицы» с утонченной Жаклин Кеннеди рассмешила всех. Но Нину Петровну это не очень заботило.
Из книги «Жаклин Кеннеди. Жизнь, рассказанная ею самой»:
«Хвалю себя за решение предпочесть спокойный, деловой костюм, потому что чета Хрущевых преподнесла нам сюрприз. Они выглядели как пара родственников из провинции, приехавших навестить своих внучатых племянников в столицу. Что за маскарад?! ... Лидер огромной страны выглядел словно простой рабочий, вышедший на пенсию. Но еще поразительней была перемена в его даме. На сей раз Нина Хрущева соответствовала своему домашнему образу, она была в простеньком цветастом костюмчике, больше похожем на домашний халат. Конечно, от меня не укрылось, что ткань у костюмчика столь качественная, что не мнется в отличие от той, что была на мне. Хрущевы просто играли чету пожилых, умудренных опытом родственников, приехавших учить молодого выскочку, решившего поиграть в политику...»
Не правда ли, это всё меняет? Неудачный костюм Нины Петровны становится изящным политическим высказыванием, тонкой иронией над буржуазной элегантностью четы Кеннеди.
14 октября 1964 года Н.С. Хрущёв был смещён с должности Первого секретаря ЦК КПСС «по состоянию здоровья». Нина Петровна долго приходила в себя от такой несправедливости в отношении её супруга и даже заболела. Приятельницы, близкие к Кремлю, тут же отвернулись от Кухарчук, однако её поддерживали интеллигенция и деятели искусств, а также друзья детства. В 1965-ом Никита Сергеевич и Нина Петровна официально поженились для оформления документов на гос. дачу в Подмосковье. Нина Кухарчук наконец стала Хрущёвой.
После смерти Хрущёва в 1971 году Нина Петровна жила на в деревне Жуковке, которую прозвали «вдовьим поселком». Мужа, с которым, по отзывам знакомых, у неё были необычайно гармоничные отношения, она пережила на 13 лет.