Под давлением общественности, поддержанной несколькими кандидатами в кандидаты в президенты США, требующей безусловного и неотъемлемого права на ремонт честно приобретенной за их собственные деньги техники, в августе 2019 Apple разрешила ремонт собственной продукции в организациях, не имеющих её сертификата. Если не вникать в подробности, это просто апофеоз открытости и доброй воли. Раньше это запрещалось, но все равно делалось. Если же потратить время и вникнуть все становится ясно с первых же строк. Это подлинное издевательство. Apple просто тянет время – зачем?
Сначала необходимо расставить все точки над “е": никто в мире не имеет права запрещать владельцу любого изделия делать с ним все, что угодно. Выбрасывать его в окно с любого этажа, прожаривать в микроволновой печке или класть на рельсы перед приближающимся поездом. В том числе и пытаться, на свой собственный страх и риск, без какого-либо обучения и необходимых для этого навыков, отремонтировать свой iPhone 11 или 13-дюймовый MacBook Pro. Ремонт за деньги техники, которая принадлежит другим людям – это совсем другое. И в законах о безусловном праве на ремонт (“Right to Repair”, или R2R) не требуют разрешать кому угодно им заниматься.
Согласно законам R2R, производители сложных технических изделий обязаны предоставлять клиентам всю техническую документацию, без которой браться за ремонт современной техники безумие, и такие же инструкции по ремонту этой техники, какие предоставляют сертифицированным сервис-центрам. До августа 2019 года только этим центрам Apple разрешал производить ремонт любой сложности (даже замену трекпада в MacBook Pro). За обучение персонала и получение им и ей самой необходимых сертификатов приходилось платить – на стоимости услуг таких центров это, естественно, сказывалось. И сказывается.
iPhone можно будет ремонтировать где угодно
Первое неразрешимое противоречие программы IRP: независимый производитель ремонта яблочной техники, чтобы получить право на её ремонт, должен подписать контракт с Apple, а перед этим – пройти проверку. Но это только начало. У клиентов участников программы IRP ни в коем случае не должно возникать иллюзии, будто у организации и у ремонтников есть лицензии, поэтому информация об этом должна обязательно присутствовать везде, где только можно – иначе штраф. Деятельность официальных и независимых ремонтных организаций жестко контролируется. Им запрещено использовать запчасти и элементы, не получившие одобрения Apple, им разрешено выполнять ограниченный набор ремонтов, а во всех неразрешенных им случаях они обязаны (независимые ремонтники) отправлять устройство в сертифицированный сервис-центр, розничный Apple Store или самой Apple.
Опуская многие другие подробности, остановлюсь на требовании, из-за которого я бы не стал связываться с этой программой, даже если бы мне угрожали расстрелом: разорвать контракт участник программы IRP может в любой момент. Но в течение еще пяти лет после прекращения действия контракта сотрудники Apple имеют полное право проверять все помещения бывшего независимого ремонтника на предмет нарушений условий контракта.