Найти в Дзене
"Новый взгляд"

А судьи кто?

Роскачество и его руководитель Максим Протасов имитируют борьбу за качество российских продуктов? Роскачество, которое так активно ратует за качество российской продукции, на самом деле, похоже, больше говорит, чем делает. Создается впечатление, что организация занимается больше самопиаром, чем реальной деятельностью, направленной на повышение качества выпускаемой российскими предприятиями продукции. Эксперты нередко ставят под сомнение профессионализм этой организации, и отзываются о ее исследованиях, как, зачастую, весьма сомнительных. Да, на словах проверяющая организация «Роскачество» сообщает о том, что ратует за качество российской продукции и за интересы российского потребителя. На деле же выясняется, что верить этой структуре, которая, кстати, состоит на балансе государства,не всегда стоит. По сообщениям СМИ,ее руководитель, бизнесмен Максим Протасов, нередко поставляет свою продукцию из-за рубежа, причем, видимо, не особо заботясь о качестве. Отечественный агропром, доктри

Роскачество и его руководитель Максим Протасов имитируют борьбу за качество российских продуктов?

Роскачество, которое так активно ратует за качество российской продукции, на самом деле, похоже, больше говорит, чем делает. Создается впечатление, что организация занимается больше самопиаром, чем реальной деятельностью, направленной на повышение качества выпускаемой российскими предприятиями продукции. Эксперты нередко ставят под сомнение профессионализм этой организации, и отзываются о ее исследованиях, как, зачастую, весьма сомнительных.

Да, на словах проверяющая организация «Роскачество» сообщает о том, что ратует за качество российской продукции и за интересы российского потребителя. На деле же выясняется, что верить этой структуре, которая, кстати, состоит на балансе государства,не всегда стоит. По сообщениям СМИ,ее руководитель, бизнесмен Максим Протасов, нередко поставляет свою продукцию из-за рубежа, причем, видимо, не особо заботясь о качестве. Отечественный агропром, доктрина продовольственной безопасности, слова президента страны о важности развивать отечественное производство его, судя по всему, не особо волнуют.

Роскачество должно вести борьбу за качество продукции, но, похоже, борьба эта проводится не столько с  производителями, выпускающими некачественную продукцию, а со своими конкурентами. Буквально на днях собственная передача этой организации  «Тест. Всероссийский потребительский проект» появилась на канале «Россия». Хотя целесообразность в такой программе вызывает вопросы. аналогичные передачи уже идут на ТВЦ («Естественный отбор») и на НТВ («НашПотребНадзор»). Замруководителя Роскачества Елена Саратцева выступила в программе в качестве соведущей и эксперта. Точно так же Роскачество работает и в сфере контроля качества продукции: ведь уже есть Роспотребнадзор, Ростест, другие организации, зачем еще одна? Кому она понадобилась?

Стилистика работы НКО Роскачество, которая действует с 2015 года, уже знакома. Напоминает это 90-е годы. Неудивительно: ведь ее руководитель, Максим Протасов, и пришел в бизнес из тех лет.

Кстати, бюджет этой структуры – 400 миллионов рублей в год!  Особо оговоримся, — это государственные деньги, выделяемые из федерального бюджета. При этом Роскачество получает деньги и из других источников. Например, заместитель руководителя этой структуры не раз указывала, что ее организация работает на рынке сертификации более 5 лет, сертифицируя  различные товары, как продуктовые, так и промышленные. Но услуги этой структуры недешевы.

Между тем, сертифицировать производство и продукцию должны независимые сертификационные компании, а сама система должна быть прозрачна, чтобы результаты видели и ритейл, и конечные потребители, считают эксперты.

Еще ранее, в 2017 году, Роспотребнадзор отмечал, что методология, используемая Роскачеством при проведении некоторых исследований качества и безопасности потребительских товаров, вызывает сомнения. «К сожалению, должны констатировать, что зачастую исследования сделаны криво», — говорил статс-секретарь ведомства Михаил Орлов. После проверок, по мнению статс-секретаря,  выяснялось, что выводы Роскачества не совпадают с действительностью. Да и подменять собой государственный орган и вводить потребителей в заблуждение Роскачеству не стоит.

Геннадий Онищенко, бывший главный санитарный врач России, а ныне депутат,  тоже критиковал Роскачество: «Это несостоятельная организация, она занимается пиаром, а не построением очень востребованного в нашей стране, если хотите, бизнеса защиты прав потребителей и повышением потребительской грамотности». Геннадий Онищенко отмечал, что у Роскачества нет своих лабораторий, репрезентативность исследований ведомства непонятна, да и методологию исследований эта организация не использует: «К «Роскачеству» отношусь чрезвычайно настороженно. Я не считаю их профессионалами».

«Мы должны научиться производить качественную конкурентную продукцию, востребованную не только у нас в России, но и на мировых глобальных рынках. В конечном счёте задача заключается в том, чтобы полнее и эффективнее использовать наши внутренние возможности для решения задач развития», — так говорит президент страны Владимир Путин. И Роскачество его цитирует: эти слова организация даже поместила на своем сайте.

Давайте выясним, а кто же у нас пытается «заведовать качеством»? Бизнесмен Протасов, который в 2015 году и инициировал создание Роскачества и возглавил его, является владельцем коммерческой фирмы «ПомидорПром», управляемой компанией P-HoldingGroup. Протасов зашел на рынок овощных консервов довольно агрессивно, как, впрочем, он вел любой свой бизнес, в таком же стиле теперь двигает и Роскачество.

Кстати, чтобы превзойти своего главного конкурента — компанию Bonduelle,  холдинг «ПомидорПром» (выпускает, в частности, бренды «Огородников», «Помидорье», «Сарепта») объединился в 2014 году с другим производителем консервов — LutikGroup.  Эта объединенная компания теперь фактически лидирует на рынке консервированной продукции.

Владимир Путин утвердил доктрину продовольственной безопасности, согласно которой наша задача сейчас — наращивать экспорт, снижать импорт, развивать собственное производство и продовольственную независимость.

Получается, что Протасов, по сути, воспользовался психологическим настроем потребителя и маркетинговыми уловками: ведь покупатель тянется к своему, родному, российскому, чему доверяет. Но ведь на самом деле – этим, кстати, злоупотребляют и многие другие производители консервов – все эти банки с приветливыми названиями «Огородников», «Дядя Ваня» и другими – прибывают к нам из-за границы. В банки закатывается импортное сырье: чаще из таких стран, как Индия, Китай, Вьетнам, Эфиопия.За рубежом и упаковка дешевле, да и урожаи собрать проще. Кстати, если сырье поставляется к нам в бочках (те же огурцы), то для сохранности продукта его приходится нашпиговывать разными добавками, а для внешней красивого вида еще и пичкать разными красителями.

На вопрос телеведущего Владимира Познера (в его интервью, состоявшемся в 2019 году) «Когда вы лжете?» Максим Протасов ответил: «Не вижу смысла». Однако даже в этом ответе руководитель Роскачества был, похоже, не искренен. Более 70 процентов российских потребителей предпочитают покупать отечественную продукцию – эту статистику дает сам Максим Протасов. Видимо, бизнесмен и решил этим воспользоваться: русские названия брендов вызывают у покупателей доверие.

И это еще не говоря о том, что продукция «ПомидорПрома» оказывается еще и сомнительного качества! Роскачество само, кстати, проводило проверки собственных консервов. В итоге бренды «ПомидорПрома» (корнишоны  VITALAND, корнишоны LUTIK горошек «Огородников» и горошек LUTIK) получили достаточно низкие оценки. Эти консервы проверяющие эксперты обвинили в отсутствии безопасности, недостоверности и несоответствии ГОСТу. А ведь продукция «ПомидорПрома» — соки «Помидория», например,  — поставлялись даже в детские лагеря.

Но, с другой стороны, стоит ли удивляться? Руководитель Роскачества начинал свою карьеру в 90-х. Привычный путь того времени: сначала – видеосалон, потом  — чековый инвестиционный фонд «Вега», торговля акциями алюминиевых предприятиями. Созданная компания «Панорама» занималась ценными бумагами. А затем Протасова заинтересовали производство и продажа продовольственных товаров: он приобрел холдинг «ПомидорПром», позже, в 2014 году, как уже говорилось выше, объединившись с компаниейLuitk. Стоит сказать, что Максим Протасов заимел еще и солевой бизнес: в 2008 году приобрел астраханскую компанию «Бассоль», которую объединил с оренбургской «Илецксолью» и создал свою компанию «Руссоль».

Так что пока Россия бьется за здоровье потребителя, ратует за развитие отечественного сельского хозяйства и поддержку отечественных производителей, пока президент страны подписывает доктрины о развитии производства продуктов питания внутри страны, Максим Протасов успешно развивает такой вот «свой бизнес».

Валерий Сорокин

Читать полный текст публикации на сайте издания «Новый взгляд»

Чтобы всегда быть в курсе самых последних новостей, подписывайтесь на наш канал Дзена и ставьте палец вверх!