Неправильное произношение звука [р] наиболее выделяется среди остальных фонетических нарушений. Именно поэтому исправление дефектного звучания – первостепенное желание родителей дошкольников. Ведь красивое «рычание» служит показателем зрелости и готовности к школьному обучению. Случается, что так называемая «картавость» передаётся по наследству, и тогда учителю-логопеду приходится иметь дело не только с детьми, но и с их родителями.
Так, однажды в логопедическую группу попали двое ребят-погодок с одинаковым горловым [р]. Примечательно то, что и мама разговаривала так же. За работу над звуком принялись все втроём. Мальчишки старались, их подбадривал соревновательный момент. Мама не отставала, понимая, что должна быть примером для подражания. Первым зарычал старший, а спустя несколько занятий, и младший. С мамой пришлось повозиться подольше ввиду массивного языка и укороченной подъязычной уздечки. Итак, счет 2:1 в пользу детворы.
Мотивация – одна из главных составляющих в борьбе с речевым нарушением. Именно в заинтересованности говорить чисто зачастую заключается разница между работой с детьми и взрослыми. Дети ввиду несформированного фонематического слуха даже не замечают отличия между нормально звучащей фонемой и дефектной. Взрослый, в отличие от ребенка, не требует пояснения необходимости исправления речевого недостатка.
Против физиологии, как говорится, не попрешь, независимо от возраста. На занятие пришла однажды девушка, поступающая в консерваторию. Нужно было исправить пресловутый рычащий звук. Справились довольно быстро, и всего за три занятия появилась долгожданная вибрация кончика языка классическим способом «заведи мотор». Моя студентка с помощью собственного указательного пальца и барабанящего звука [д] издавала рыки уссурийского тигра. Единственное «но»,- рычать без пальца не получалось. Ещё одно занятие, и девушка произносит звук, когда смотрит на поднесенный ко рту палец. Казалось бы, взрослый человек, а условный рефлекс срабатывает на раз. Всё закончилось благополучно, хоть и с долей комичности.
Стать логопедом для преодоления собственного косноязычия – вполне достижимая цель. В университете была одногруппница, которой не давался трудный звук. К четвертому курсу, когда подошла пора госэкзамена, педагоги поставили обязательное условие: или говоришь чисто, или не допустим к сдаче экзамена. В один прекрасный день, прибыв на пары, группа аплодировала ей после четкого проговаривания [р].
Спортсмены отличаются упорством и трудолюбием на пути к своей цели. Именно с этими качествами я связываю успешное преодоление дефекта четырехлетней малышкой, попавшей в логопедическую группу. София занималась гимнастикой, её глазки блестели, а милая улыбка дарила тепло. Когда в сентябре начались занятия, она с любопытством смотрела на более взрослых деток, которые уже умели «заводить мотор». Через несколько дней меня встречает мама Софии, обеспокоенная тем, что дочь дома сует палец в рот. Оказывается, Сонечка настолько захотела научиться рычать, что сама справилась и отработала нужный звук.
«Получилось с первого раза!» - восторгу ученицы третьего класса не было предела. «Ваша палочка и впрямь волшебная», - удивлялась Варя. Бабушка Варвары скептический взгляд сменила удивлением и нескрываемой радостью. Наконец-то, а то я уже думала замуж никто с такой речью не возьмёт, - сказала она. Оказывается, до меня с девочкой занимались ещё два логопеда, но желанного рычания так и не дождались. Объясняю клиентам, что я вовсе не чародей и маг, просто тогда язык ещё не был готов, а теперь мышцы окрепли, движения стали более точными, и именно на мою долю выпал прорыв звука.
Заключением моего повествования станет история о мальчике и его маме, которая первой научилась выговаривать [р]. Сын впоследствии тоже освоил трудный звук, но в речи всё равно использовал пикантный французский говор. А всё потому, что мама привыкла и так удобнее. Каждый раз поправлять сына «язык отвалится», а шустрый парень не заинтересован контролировать свою речь, нет навыка самоконтроля.
На стороне взрослых – желание устранить имеющиеся дефекты, более высокая трудоспособность и усидчивость, но имеются трудности в искоренении устоявшейся привычки неправильного произношения. У детей – гибкость и пластичность, более быстрое введение в речь правильного звукопроизношения (в зависимости от тяжести дефекта, разумеется). В каком бы возрасте вы не обратились за помощью к учителю-логопеду, результат будет зависеть от настойчивости и ежедневных тренировок для закрепления достигнутого.
Уважаемые родители, стремитесь быть речевым эталоном для своих детей, следите за чистотой своей речи, и вам удастся избежать недостатков произношения и сведёт к минимуму походы к логопеду.