Руководитель Первого канала Константин Эрнст — осознанно загадочный персонаж. Он со времён своей передачи «Матадор», которая шла в 90-е, создавал вокруг себя флёр таинственности и мудрёности. В дело шла и манерная речь, и откидывание чёлки а-ля Гена Козодоев, и витиевато-гламурные тексты.
Когда Эрнст стал главным на Первом канале, мало что изменилось. Константин Львович стал реже бывать на экране, но его образ остался прежним. А если судить по проектам, которые проталкивает Первый канал под руководством Эрнста, он со временем стал себя видеть ну очень большим создателем смыслов. В своих редких интервью он делится (заслуженными) успехами Первого на сериальном поприще, но подлинную гордость для него представляют такие исторические проекты, как фильмы «Викинг» (2016) и недавний «Союз спасения» (2019). Эрнсту очень хочется научить Россию правильно, как он, историю понимать.
Денег в оба проекта было влито очень много. Плюс по Первому каналу (даже в новостях) шёл поток очень активной рекламы, в которой рассказывалось о несравненной уникальности исторических блокбастеров и о том, как зрители счастливы и до, и после кинопросмотра.
Если подходить объективно критично, то оба фильма сделаны как под копирку. Конечно, они рассказывают о разных исторических событиях, но проблемы с кинопосланием и методом его передачи одинаковы:
- Оба фильма сюжетно скучны и из достоинств имеют только пышные декорации и костюмы. В «Союзе спасения» ко всему прочему очень неудачно вписана современная музыка — что Баста, что «Нау».
- В обоих фильмах события и персонажи беспорядочно громоздятся один на другой, не пойми зачем. В «Союзе спасения» сюжет чуть получше, чем у «Викинга», но по сути проблема ровно та же самая — неоднозначность события подменяется беспорядочностью набросанных фактов и невнятностью художественного высказывания. Как будто каша в голове сценаристов и на экране может являться доказательством неоднозначности события. В конце обоих фильмов так и хочется спросить: так чего хотели сказать-то?
Очень хочется пожелать Константину Львовичу не заниматься больше осмыслением истории и не питать амбиции смыслосозидателя. Если не получается снимать исторические блокбастеры, то и хватит уже огромные деньги в прорву заливать. Лучше уж развлекательные сериалы снимать вместе с Сашей Цекало, больше проку будет.