Как правильно: золотарник гигантский или канадский? Иран или Ирак?
Всегдп, когда меня просили определить этот цветок, я уверенно отвечал: "золотарник", а когда спрашивали "а какой", я заминал первые буквы, кашляя или чихая, и заканчивал эпитет стандартным окончанием "адский". Я ни разу не задумывался над тем, что это два отдельных вида-золотарник канадский и золотарник гигантский.
Основное отличие гигантского золотарника в том, что в верхнем слое почвы он имеет фиолетовое или красноватое корневище, несущее почки, которое дает начало новым растениям-клонам.
На тыльной стороне листа совсем отсутствует опушение, зато корзинка соцветия получила конструктивную крепость и большую скученность по сравнению с канадским братом.
Профи еще выделяют отличие оттенков паппуса-той самой "леталки", как у одуванчика.
А теперь о схожести. Оба вида родом из Северной Америки и никогда не высовывали свои пирамидальные метелки севернее 55 широты.
Первые упоминания о декоративной интродукции (выход за пределы своего дома), датируются 1758 годом, а статус инвазионного вида (угрожающего фиторазнообразию) растения получили уже в начале 20 века. Сейчас золотарники свободно живут уже с 42 по 63 северную широту, кроме того, прогнозируется их дальнейшее шествие на восток.
Да в целом, неудивительна бодрая экспансия золотарников.
Их стратегический механизм распространения все объясняет: есть и пехота и лучники.
Вблизи от материнского растения корневища, как щупальца, создают сеть клонов, не пуская проростать не то что чужие, даже свои семена, вытесняя тем самым из фитоценозов наши аборигенные и до боли родные виды. А тысячи своих семян золотарники отправляют на попутном ветре под паппусами на дальние, неосвоенные земли.
В копилку к плюсам золотарников, на дне которой уже сплетена не одна паутина, можно бросить-"великолепный медонос"!
И никто не спорит, ведь с таким количеством цветков любая пчела станет твоей, а после можно разбросать свое семянное ИГО и продолжить завоевание территорий.
Даже отломанное корневище прибрежного золотарника речка отвезет в еще неосвоенный оазис, где тот легко укоренится.