Летом 2019 г. УФАС по Оренбургской области выдало в адрес одной РСО предписание, в котором указывалось следующее:
«Прекратить с момента получения настоящего предписания злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг теплоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории с. Михайлова и с. Старое Тюрино Бугурусланского района Оренбургской области (прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006), для чего:
не предъявлять собственникам (нанимателям, арендаторам) жилых и нежилых помещений, в установленном порядке отключенных от централизованного отопления и переведенных на альтернативное (индивидуальное) отопление с представлением подтверждающих документов, требований об оплате услуг по отоплению в объеме, который не был получен потребителями (заявителями)».
А как всё начиналось... В УФАС поступило заявление жителей двух соседних сёл Оренбургской области, в котором они жаловались на то, что РСО с июня 2017 года выставляет им счета за отопление несмотря на то, что заявители, являясь собственниками квартир (реплика в сторону - МКД!), перешедших на автономное отопление. К заявлению были приложены документы о переводе на автономное отопление жилых помещений (квартир), а именно:
- акты приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 23.07.2009 г.;
- договоры производства работ по газификации объекта;
- договоры на предоставление услуг по ТО ВДГО.
Выставление «автономщикам» счетов за отопление подтвердила сама РСО (ответила на запрос УФАС). Также УФАС установило, что РСО оказывает естественно-монопольный вид деятельности в границах пролегания сетей, следовательно, занимает доминирующее положение(ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ) на рынке услуг теплоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
УФАС исходило из того, что согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Как подвели под неопределённый круг лиц? Согласно с п. 23 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ потребитель – юридическое лицо или физическое лицо, потребляющие товар. Обстоятельства дела, по мнению УФАС, относятся не только к заявителям, но и к иным лицам, являющимся собственниками (нанимателями, арендаторами) жилых и нежилых помещений, в которых в законном порядке осуществлен демонтаж радиаторов отопления. Действия РСО по начислению платы за услугу теплоснабжения «автономщикам» носят не индивидуализированный характер, а «являются общим подходом РСО к ведению хозяйственной деятельности и распространяются на всех потребителей (физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), являющихся собственниками (нанимателями, арендаторами) помещений, переведенных на альтернативный вид отопления».
Вот так и появился «неопределённый круг лиц», а соответственно в действиях РСО усмотрены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ, выраженного в злоупотреблении доминирующим положением путем выставления счетов на оплату услуг по теплоснабжению в объеме, который не был получен заявителями, что является ущемлением интересов неопределённого круга потребителей.
В ходе рассмотрения дела представители РСО пояснили, что выставление счетов «автономщикам» считают законным, поскольку порядок взаиморасчетов с потребителями коммунальных услуг в МКД, определен ЖК РФ и Правилами № 354, ссылались на то, что исключений в порядке начислений, дифференцированно по функциональному назначению помещений (жилое, нежилое) или наличию радиаторов отопления ни ЖК РФ, ни Правилами № 354 не предусмотрено…
УФАС, рассмотрев дело № 07-16-97/2018, пришло к следующим выводам.
Процитировав положения пунктов 1 и 2 ст. 539, 541, 544 ГК РФ, УФАС сослалось на ст. 546 ГК РФ, в силу которой граждане и юридические лица имеют право в одностороннем порядке отказаться от услуг энергоснабжающей организации.
В соответствии с подп. «г», «д» и «е» п. 3 Правил № 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в МКД или в жилом доме (домовладении) являются, в том числе такие:
- предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
- качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям Правил № 354;
- техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.
На основании подп. «е» п. 4 Правил № 354 отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № 1 к Правилам № 354.
Далее https://burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika/avtonomnoe-otoplenie-i-probel-v-pravilakh-354-kak-rso-proigrala-ufas/