Найти тему
MDA

ШОУ С НЕДОНОШЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Оглавление

О НЕОДНОЗНАЧНОСТИ ЭТИЧЕСКИХ ОЦЕНОК.

«ФЕЙКОВЫЙ ДОКТОР», ШОУ С НЕДОНОШЕННЫМИ ДЕТЬМИ, «ЖИВЫЕ ЭКСПОНАТЫ» – потеха публики или спасение тысяч жизней?

Говорят, что правильную оценку может дать только история, современникам невозможно реально оценить ни одно из событий. Перенесемся на много десятилетий назад, во времена Великой депрессии в США. Перед нами Чикаго 30х годов, картины нищеты и очередей с убийствами за работу по доллару в час, гангстерские разборки, блестяще пересказанные в знаменитых фильмах — немедленно появляются перед глазами. И конечно общество было пропитано множеством идей для заработка, поиска финансирования и инвестора, которые разрывали умы страдающих «американской мечтой» авантюристов — от элементарного производства запрещенного алкоголя, до самых на первый взгляд – страшно нетривиальных и даже диких акций.

Мартин Коуни (фото из архива Нью-Йоркской публичной библиотеки) – в те годы был одним из самых презираемых в медицинском сообществе врачей. Причиной брезгливого отношения коллег стал необычный и вынужденный способ найти деньги, который он изобрел. Коуни стал автором и организатором ужасающего «аттракциона», располагающегося на крупнейшей Чикагской ярмарке с 1933 по 1934 годы. На входе висела надпись огромными буквами: «Инкубаторы с живыми детьми». В создание и «раскрутку» «аттракциона» было вложено 75 тысяч долларов, на сегодня эта цифра составляет порядка 1,4 миллиона долларов. Пресса пестрела заголовками, зазывающими «на посмотреть», мальчишки разносчики громко выкрикивали на улицах цитаты из статей: «Тут вы увидите странных маленьких существ, до 25 штук одновременно. Трудно поверить, что все они когда-нибудь станут полноценными людьми. Они больше напоминают обезьян, чем мужчин или женщин» (Еженедельник World Fair).

Медики не могли воспринимать подобное шоу на потребу публики нормальным с этической точки зрения. За Коуни закрепилось уничижительное прозвище «врач-инкубатор» и «липовый доктор», а его действия сравнивались с шоу-уродов средневековой Европы. Профессиональное сообщество было уверено, что Коуни — фальшивый доктор, самозванец, не более чем циничный шоумен и отказывались иметь с ним дело, в том числе избегали консультировать по медицинским вопросам. Сам врач был необщительным и скромным 60-летним человеком, родом из Пруссии, выраженно сутулым. О своей сутулости он в шутку говорил, что причиной ее является то, что он с молодости «склоняется над младенцами».

Стоит пояснить, что в это время ни одна из американских больниц не бралась за уход за недоношенными детьми. Их считали генетически неполноценными. По воспоминаниям одной американки, родившей раньше срока: «Они просто отказались помогать. Отвечали, мол, этот ребенок не должен был вообще родиться. Это было просто: ты умрешь, потому что ты не принадлежишь миру, и только благодаря тому, что мой отец знал Мартина Коуни, мы нашли того, кто мог позаботится о младенце».

Первые инкубаторы для недоношенных детей были разработаны в конце 19-го века в Париже, в 1903 году Коуни привез партию в США. Инкубаторы были чудом того времени: стекло и сталь защищали детей от внешних воздействий, а горячая вода от котла поддерживала нужную температуру, инкубаторы были оборудованы регуляторами влажности. Публично Коуни утверждал, что является дипломированным врачом, учеником знаменитого французского доктора Пьера Константа Будена, которого считают изобретателем инкубаторов, однако не имел никаких подтверждающих документов.

Поддержание жизни и лечение младенцев стоило дорого — $15 в день (пересчитав на сегодняшний доллар – около 400 долларов в сутки) и дабы обеспечить финансирование Коуни придумал «жуткое»: он демонстрировал недоношенных детей в инкубаторах и брал за это плату 25 центов. Посетители платили деньги, а младенцы продолжали жить. Сложно однозначно сказать о том, что младенцев, которые рождались на несколько недель раньше срока, одевали в одежду разных кукол – было ли это для более «шоушного» эффекта, или по причине того, что в те годы в магазинах было нереально купить столь маленькие вещи для детей.

А теперь результаты. За время своей деятельности Мартин Коуни сумел спасти жизни около 6500 младенцев. Это во-первых. А во-вторых сам факт существования «аттракциона» существенно поменял отношение медицины к недоношенным детям. Уже к началу 40-х годов в больницах США наконец начали открывать отделения для лечения и ухода за ними. Коуни скончался в 50-х годах в возрасте 80 лет в полной нищете, накоплений у него не было, все средства он тратил на лечение и уход за недоношенными детьми в одиночку. И да, на то время он был единственным человеком, который помогал американским младенцам, от которых отказывалась официальная медицина. Стоит отметить и то, что появление инкубаторов Коуни в США изменило само отношение к недоношенным младенцам, их перестали считать биоматериалом, начав относиться к ним, как к полноценным маленьким людям.

Личность Коуни остается противоречивой. Одни считают его алчным и бездушным чудовищем, другие — готовы прикрепить ему крылья, причислить к святым и спасителям. Кстати, в современном мире Коуни можно назвать «организатором здравоохранения», специалистом по организации и управлению процессами, экономикой и планированием медицины. Кроме всего прочего, Мартин Коуни был одним из первых сторонников грудного вскармливания. От своего персонала он требовал полного отсутствия вредных привычек, а все его медсёстры всегда были в белоснежной накрахмаленной форме, помещение, где находились дети — было безупречно чистым.